Omsk state Dostoyevsky literature museum

 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

Ю.С. Саулина

Тема женского греха и покаяния в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский – гениальный писатель, работавший не только над внешним содержанием произведения, но и над внутренним миром каждого из своих героев, посвящая читателя в тайны человеческих душ. Каждый герой его индивидуален, но, так или иначе, у всех них есть общие черты, характерные только для творчества Федора Михайловича Достоевского. Например, женские образы...

Ввиду частого недооценивания произведений Достоевского широкими массами читателей, хотелось бы раскрыть замысел автора при создании романа «Преступление и наказание» на примере исключительно образа Женщины. Каждой из своих героинь Достоевский дает индивидуальный характер и тип восприятия мира. Общность их заключается в признании Бога как Высшей силы и их вера в прощение. Вообще сам Федор Михайлович был верующим человеком и, по фактам биографии, даже во время пребывания на каторге не терял своей веры, в отличие от многих его сокаторжников. Такой же твердой и преданной верой он наделяет женщин своего романа.

Тема греха и покаяния – вечная тема в литературе все периодов. Пока живет на земле человек, пока есть в душах людей чувства, эмоции, пока существуют Мужчина и Женщина, грех не перестанет быть актуальной темой. Грехопадение и покаяние Женщины как тема для споров и размышлений появилась еще в Библии. Первая из женщин – Ева – совершает первый из грехов. И покаяние совершается впервые на земле Адама и Евы. Отныне лишь вера в Бога и в Его Всепрощение могут дать человеку шанс на спасение души, запятнанной первогрехом.

Грех присущ каждому из нас, безгрешные люди не живут на этой земле. Но горячая и безыдейная, не требующая доказательств существования Бога, вера помогает нам не пасть слишком низко... Она спасает души от смерти – той моральной смерти, о которой так часто говорили писатели-философы, такие как Достоевский. А покаяние – путь к очищению.

В Библии перечисляются десять заповедей, соблюдение которых восстанавливает человека на более чистый, светлый, праведный путь. Вот они:

1 - Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2 - Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3 - Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

4 - Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а в день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

5 - Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6 - Не убивай.

7 - Не прелюбодействуй.

8 - Не кради.

9 - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10 - Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего 1.

Все эти заповеди более или менее соблюдаются героинями Достоевского. Даже если и переступает кто-нибудь закон, установленный заповедью, то не по желанию своему или из любопытства, а в отчаянии и от безысходности. Порой ситуации в жизни ставят нас в тупик, толкая на совершение греха «во имя спасения». И лишь душевная чистота и искренность веры позволяют вернуться и действительно «спастись».

Так ли тяжек грех, когда вина лежит не столько на павших, сколько на тех, кто «сподвиг» их на совершение греха. На тех, кто не дал права им жить в мире том, откуда убежать не хочется, в мире, построенном на чести и добре, где не только внешнее спокойствие и благость, но и в душе у каждого - тепло и свет по отношению ко всем живущим. Где каждый должен бы "спасать" ежеминутно тех, кто стоит над пропастью греха, заблудившись в своей или чужой душе.

Где женщина - прообраз Той, что жертвует человечеству Сына ради искупления людских грехов и избавления их от пороков. Можно ли назвать падшей ту, что своим грехом спасает от падения души и жизни других?.. Ту, что кротостью и добротой своей необъяснимой искупляет грехи многих.... Или ту, что ради жизни своих детей, губит собственную жизнь, параллельно мучаясь от безвыходности и безысходности…?

В романе «Преступление и наказание» представлены достаточно разнообразные типы женщин, согрешивших в чем-либо и нашедших спасение в покаянии. Цель моей работы – проанализировать каждый из характерных примеров, чтобы определить сходства и различия и причину рождения таких образов у Достоевского.

Общие черты в изображении героинь романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Для каждого писателя женщина была существом, требующим особенно тщательного понимания и описания. Основы женского мироощущения зачастую создавали базу для раскрытия характера и внутреннего мира главного героя, будь то женщина или мужчина. Пробуя передать внутренний мир героини, автор одновременно создает благодатную почву для мира окружающих ее людей-образов. Ведь в ее отношении к жизни и человеку, находящемуся рядом, отображается смысл вообще взаимоотношений всех героев произведения, взаимоотношения обществ и человечества в целом. Достоевский очень точно находит слова и образы для передачи состояния души каждой из своих героинь. Образы Дуни, Сони, Катерины Ивановны пересекаются по ряду мотивов: например, самоотверженность свойственна всем трем…

В то же время все трое резко отличаются друг от друга взглядами на мир и на различные ситуации. Катерина Ивановна в высшей степени наделена своеволием, а Дуня и горда, и своенравна, и жертвенна. Соня с какой-то стороны - идеальная жена. Она не сентиментальничает излишне. Она понимает, чего хочет, хотя не знает, как этого добиться.

Сонечка Мармеладова

Образы Сони - выразительные особенности…

«Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смертей и отчаянья. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающейся целью... Из-под <...> надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами» 2.

«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким, маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькой, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда они оживлялись, то выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» 3.

Достоевский противопоставляет внешний образ Сони и ее душу, ее внутреннюю красоту. Неважно, что неправильны черты лица - зато глаза излучают тепло души. А может быть, не случайно глаза именно голубые. Если воспользоваться формулой «глаза - зеркало души», если прибавить еще и глубокую религиозность, то неудивительно такое чудодейственное влияние Сонечки на Раскольникова. И опять-таки не зря Достоевский подчеркивает не раз, что, «несмотря на свои 18 лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет», «почти ребенком» и выражение лица у нее «простодушное».

Непорочность души Сонечки отражается именно в описании ее глаз и выражений лица, в ситуациях, когда сама Соня обращается к священным текстам библии с целью помочь павшим подняться вновь на уровень «святых», пусть внешне (и только внешне) грешных, честных и добрых людей. Она верит, а точнее верует в то, что можно «подняться» лишь с помощью обращения к Богу. И только свой грех Соня считает смертным и непростительным – самоуничижение сквозит в ее монологах и разговорах с Родионом Раскольниковым.

Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В.Я. Кирпотиным 4. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй — она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме — в сторону юродивой — недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Сонечка предстает перед нами в образе ангела с голубыми глазами и перьями, т.е. крыльями за спиной. Она похожа на ребенка, да и все любимые герои Достоевского похожи на детей. Дети, по Достоевскому - Христов образ, в Библии сказано: «Будьте как дети» т.е. негреховными существами. В душе таких людей как Соня нет зла и греха, они несут добро и не могут лгать.

Соня начинает играть активную роль в момент раскаяния Раскольникова, видя и переживая чужие страдания. Она незаметно возникает в романе из арабесок петербургского уличного фона, сначала как мысль, как рассказ Мармеладова в трактире о семье, о дочери с «желтым билетом», потом косвенно - как фигура мимолетного видения Раскольникова из «их мира» на улице: какая-то девочка, белокуренькая, пьяная, кем-то только что обиженная, потом мелькнула подоспевшая к шарманщику девушка в кринолине, в соломенной шляпке с огненного цвета пером. Так по крупицам собирается внешний образ Сони, в котором она появится, прямо с улицы, у постели умирающего отца. Только все внутреннее в ней будет опровержением крикливо-нищенского наряда. В скромном платье она придет к Раскольникову звать его на поминки, и в присутствии его матери и сестры робко сядет рядом. Это символично: отныне им идти одной дорогой и до конца.

У нее нет никаких теорий, кроме веры в Бога, но это именно вера, а не идеология. Вера, как и любовь, относится к сфере иррационального, непостижимого, это нельзя объяснить логически. Путь Сонечки - объективный урок для Раскольникова. Соня страдает молча, без жалоб. Невозможно для нее и самоубийство. Но ее доброта, кротость, душевная чистота поражают воображение…Сонечка - воплощение авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения.

Соня – не просто придуманный для обращения героя на истинный путь образ. Она реальность, родилась из жизни, из тех случаев, которые чем «фантастичнее», тем реальнее, типичнее характеризуют жизнь. Соня – крайнее выражение бесправия женщины в обществе. Об этих ненормальностях общества писали тогдашние журналы. «Время» в 1862 году поместило статью Э.А. Штейнгеля «Наша общественная нравственность», Достоевский, конечно, помнил ее: она была помещена в его журнале – это статья о проституции, возросшей вместе с процессами капитализации и роста городов. Социалистические учения гласили, что не может общество быть свободным, если в нем порабощена женщина. Такое порабощение было стыдом общества. Сороковые годы, когда формировался Достоевский, выработали свою этику в этом вопросе. В этом регистре звучит история Вареньки Доброселовой в «Бедных людях».

Катерина Ивановна Мармеладова

Катерина Ивановна Мармеладова – женщина, практически одна растившая детей, занималась домом и всячески старалась создать в своей семье обстановку мира и чистоты, хотя бы внешней. «Катерина Ивановна не могла выносить нечистоты и лучше соглашалась мучить себя по ночам и не по силам, когда все спят…» 5.

Несмотря на то, что Соня – падчерица – содержала семью, зарабатывая деньги ценой собственной чести и жизни, Катерина Ивановна держала на себе немалый груз забот и переживаний. Сохранение чистоты души и тела детей и пьянствующего мужа, сохранение самой семьи, постоянный труд и физический, и душевный – какой бы неуравновешенной и вспыльчивой не была она, сознание вины перед детьми, а в особенности перед Соней, давила тяжким бременем…

«Катерина Ивановна, как и всегда, чуть только выпадала свободная минута, тотчас же принималась ходить взад и вперед по своей маленькой комнате, от окна до печки и обратно, плотно скрестив руки на груди, говоря сама с собой и кашляя…» 6.

Ее внутренняя сила, которая присуща любой женщине, не позволяла ей опуститься, стать склочной и обозленной на жизнь бедную и тревожную, не позволяла забыть о своем главном и, пожалуй, единственном, грехе – как она опустила Сонечку, заставив ее занять самое позорное и безобразное положение в обществе, обвиняя ее в неудачах, постигавших семью Мармеладовых.

Несмотря на все трудности и странности характера, эта женщина не из тех, которые тотчас же падают в обмороки. Катерина Ивановна способна пережить и выдержать многое. За всю свою жизнь она, наверное, ни разу не могла с уверенностью сказать, что сделала все, что могла, чтобы окружающие ее люди были счастливы – то, к чему Катерина Ивановна стремилась, что собирала, созидала по крупицам, ежедневно мучаясь и терпя.

«В свойстве характера Катерины Ивановны было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые совсем и не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась. От природы была она характера смешливого, веселого и миролюбивого, но от беспрерывных несчастий и неудач она до того яростно стала желать и требовать, чтобы все жили в мире и радости и не смели жить иначе, что самый легкий диссонанс в жизни, самая малейшая неудача стали приводить ее тотчас же чуть не в исступление, и она в один миг, после самых ярких надежд и фантазий, начинала клясть судьбу, рвать и метать все, что ни попадало под руку, и колотиться головой об стену…» 7.

Все переживания, нервные срывы и неспособность более жить в столь грешном мире со столь тяжким, для фактически безгрешной женщины, грехом в итоге надламливают окончательно стержень личности Катерины Ивановны и она сходит с ума.

«Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждою минутой становилась еще раздраженнее. Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их... Потом, не докончив, бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека, остановившегося поглядеть, то тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома». Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться…» 8.

В отчаянии, не выдержав потери мужа, Катерина Ивановна осуждает мир и людей, допустивших, чтобы она, ее дети, ее муж жили в настолько бедной и удручающей обстановке. Она винит всех, кроме Сонечки, в том, что не увидели ее дети красивой, беззаботной и чистой жизни, в том, что вынуждены после смерти отца, и не отца даже, а отчима, ходить с матерью по улицам, прося милостыню. В том, что плачут и мучаются ее дети от такого непонятного им действия, что напуганы они теперь ее состоянием и вообще – нельзя так, люди, нельзя!.. И грех ее смывается слезами ее и детей, слезами от сознания их настоящей нищеты и грязи, которая заполняет души, заставляя забыть Бога и нравственность.

В смерти Катерины Ивановны никто не виновен – просто напуганные дети побежали прочь от матери, а она, больная чахоткой, бросилась вслед, пытаясь остановить их, на бегу упала всего лишь… и, умирая, не просит исповедать ее – знает, что все грехи свои она стократ искупила страданиями и терпением. «- Что? Священника?.. Не надо... Где у вас лишний целковый?.. На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» 9.

Катерина Ивановна понимает, что не осталось у нее на этом свете прегрешений и долгов – значит, Бог простит… и Он ее прощает.

Авдотья Романовна Раскольникова

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!» 10.

Конечно, девушка, столь привлекательная и милая, могла стать счастливой женой любящего мужа. Если бы не обстоятельства, вынудившие ее пойти на жертву ради благосостояния любимого брата.

Дуня - умная и воспитанная девушка. Кроме того, она сильно привязана к своему брату, Родиону Раскольникову. Пребывая в достаточно бедственном финансовом положении, мать и сестра, тем не менее, стараются всеми возможными способами помочь сыну и брату, бедному студенту.

Дуня, подобно Сонечке, не останавливается перед выбором пути. Ей необходимо знать, что ее брат находится в добром здравии и не нуждается в деньгах. Единственный способ обеспечить брата – удачно выйти замуж. В понимании Дуни выйти удачно замуж – значит, за богатого, способного выплатить все долги и помочь встать на ноги ее семье. Это – ее грех. Дуня жертвует собой, своим семейным счастьем, принимая предложение богатого, но отвратительнейшего человека, не заслуживающего даже взгляда девушки.

Покаяние и прощение Дуни приходит с пониманием ошибочности ее взглядов на реальность. Она не желает больше жертвовать собой. Она тоже хочет счастья, как и все герои романа. Выйдя замуж за Разумихина, Дуня разрешила вопрос о своем грехе – осознание собственной грешности порой облегчает путь к прощению.

Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» раскрывает нам несколько типов женщин-грешниц, получивших прощение или, вернее, заслуживших его. Рассмотрев основные из них, вполне разумно было бы сопоставить образы и мироощущение.

• «Блудница» Сонечка – образ чистой, истинно христианской, искренней души. У Достоевского грех Сони и ее жертва любви неразделимы, они сливаются в одном деянии. Более того, ее грех, по существу, становится формой и высшим проявлением любви к ближним. Здесь ясно прослеживается связь с текстами Евангелия, где деяние Марии Магдалины (грех прелюбодейства) искупается другим, совершенным позднее («возлюбила многих»). Достоевский противопоставляет Марию Магдалину и Сонечку.

• Катерина Ивановна – измотанная, изможденная, измученная тяжелой жизнью женщина, не знающая за собой большего греха, чем презрение и нелюбовь к падчерице, позже осознанную и превратившуюся в сострадание и болезненную привязанность. Начало пути к прощению и спасению души Катерины Ивановны – в ее осознании своего греха, в ее покаянии.

• Авдотья Романовна – гордая, и в то же время жертвенная натура. Любыми средствами, ценой собственного счастья, она старается помочь близкому ей человеку – родному брату, по-видимому, нуждающемуся в помощи. Ее готовность к самопожертвованию – возможность гармонического согласия между непосредственным чувством (влечение) и морального долга.

 

Грех и покаяние Женщины – глубокая и серьезная тема в мировой литературе. Ф.М. Достоевский разрешает проблематику темы в раскрытии разнообразных образов женщины, женских характеров и особенностей мировоззрения.

______________________


1 Библия.  Вторая книга Моисеева. Исход. Глава 20. Финляндия : Lansi-Savo Oy /St Michel Print Mikkeli, 1991.

2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Полное собрание сочинений в 18 томах. Том седьмой. С. 129.
3 Там же. С. 165.
4 Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Очерк. М., 1984. С. 107, 116-117.
5 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание… С. 126.
6 Там же. С. 125.
7 Там же. С. 263.
8 Там же. С. 296.
9 Там же. С. 301.
10 Там же. С. 142.