Omsk state Dostoyevsky literature museum

 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

И.Ю. Морозов

Достоевский против Макдоналдса
(к вопросу об экологии души)

Молодежь – основной стратегический ресурс обновляемой России. К. Мангейм в книге «Диагноз нашего времени» пишет, что молодежь не прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию 1. Постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей приспосабливаться к новым реалиям, вести постоянный поиск новых форм идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию, созидать свой духовный мир.

1. Постановка проблемы

Традиционные ценности – это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне – конкретные родители влияют на своих детей. На поколенческом – молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентаций молодых чаще всего переходит с поколенческого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, – и тут проявляется второй момент, – что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что «подростко­вый период» переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня «отцам» открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.

2. Культура для молодых как элемент массовой культуры – и особенно брендинг – в настоящее время являются препятствием для взаимодействия традиционной культуры с социально-психологическими структурами современной молодежи.

Под молодежной субкультурой мы понимаем культуру, созданную и создаваемую самими молодыми людьми для молодых, то есть для себя, а поэтому она призвана отвечать тем их потребностям и интересам, которые актуальны именно для них и именно в это время. В противовес ей «культура для молодых» создается кем-то извне и предлагается, а то и навязывается молодым людям. Различные каналы информации уверяют молодых людей, что если они соотносят себя с молодыми, то им необходимо потреблять продукты культуры для молодых 2.

Особенность современной молодежи в том, что это первое поколение, выросшее в атмосфере агрессивной коммерческой рекламы и, соответственно, навязывания брендов.

Исследования отечественных социологов дают интересные результаты. Применительно к проблеме восприятия брендов всех представителей молодежи можно разделить на три условные категории:

– раздавленные брендами,

– зависимые от брендов,

– независимые от брендов.

«Раздавленные брендами», как правило, наименее образованы, обладают минимальным культурным кругозором, отличаются высоким уровнем социального конформизма и психологически достаточно примитивны. Им практически не знакома рефлексия, они очень зависимы как от мнения окружающей среды, так и от правительственной и коммерческой пропаганды. Они же отличаются высоким уровнем индивидуализма, эгоцентричны и ориентированы на достижение материального успеха. Малолюбопытны, страдают консюмеризмом. Численно это самая большая категория.

«Зависимые от брендов» обладают более развитым интеллектом и более широким кругозором, однако они демонстрируют также высокий уровень социального конформизма – и не меньшую, чем «раздавленные», аполитичность. При сильной зависимости от мнения своей социальной среды они приближаются к первой категории по уровню эгоцентричности, хотя их индивидуализм менее выражен.

Категория «независимых от брендов» самая малочисленная, но зато наиболее интеллектуально развитая и социально активная. В основном это студенты и аспиранты – гуманитарии и естественники, обладающие широким кругозором, высоким культурным уровнем, занимающие активную социальную позицию, отличающиеся самостоятельным мышлением, высокой политизированностью, выраженной рефлексией и в то же время уверенные в себе, обладающие разветвленными социальными связями (хотя, как правило, во враждебной идеологической среде). В подавляющем большинстве они имеют четко сформулированные философские и политические взгляды и относят себя, насколько можно судить, к тем или иным течениям оппозиции существующему политическому режиму (впрочем, в политических организациях, как правило, не состоят).

Особенную тревогу вызывает проблема подавления (разрушения) брендингом привычного культурного пространства. Собственно, это подавление (разрушение) заключается в изменении традиционных культурных ориентиров и ценностей, вторжении в культурное пространство коммерции и последовательном уничтожении всего, что не влечет за собой получение прибыли корпоративным капиталом. Это проявляется в первую очередь в быстром оскудении и примитивизации культурного пространства, когда все, что выходит за границы масскульта, оказывается недоступным: серьезная литература не доходит до многих населенных пунктов уже в силу падения тиражей, развлекательное TV существует, похоже, исключительно для того, чтобы донести до потенциального потребителя коммерческую (и политическую, когда речь идет о «партии власти» и выборах) рекламу; выбор музыкальной продукции искусственно сужен до «попсы» и «блатняка»; театр зависит от вкусов спонсоров. Одновременно продолжается быстрая материальная деградация системы образования, сопровождающаяся резким падением качества образования, возникновением зависимости от спонсоров и вторжением в образовательное пространство средневековых культурных феноменов (религии и оккультизма).

Хотя рекламная и бренд-агрессия в российской провинции началась относительно недавно и не зашла так далеко, как, например, в США или Канаде, в целом российская молодежь оказалась к этой агрессии не готова, и в частности – не готова воспринимать в истинных масштабах ее размах, осознавать последствия – и уж тем более противостоять ей.

Между тем захват брендами и агрессивной рекламой общественного пространства и традиционного культурного пространства – особенно в городах – уже произошел.

Такая агрессия в условиях городской среды ведет к дальнейшему – и без того уже заданному самой капиталистической урбанизацией – разрыву социальных связей, одиночеству и дезориентации личности. Основы процесса описаны еще Луисом Виртом в известной работе «Урбанизм как образ жизни», а последствия в условиях победы брендинга над культурой описаны де Граафом с соавторами 3.

Поскольку же бренды не могут «просто присутствовать», а должны обладать нами, то бренд-агрессия смертельно опасна для личности, она нарушает права личности, лишает личность автономии и по сути убивает ее (еще Габриэль Марсель показал, что обладание равно убийству) 4.

3. Понятие экологии души и экологии человека

В настоящее время интересы экологии, как прикладной науки, вышли далеко за ее законные биологические рамки. Этот факт ярко отражен в широкой гамме возникших на сегодняшний день терминов и понятий: глобальная экология, экология человека, социальная экология, инженерная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология духа и др. В силу всеобщего употребления, понятие экологии стало универсальным и ассоциируется со всем, что, хоть в какой-то мере, связано с безопасным сосуществованием (совместимостью) различных объектов, как материального, так и духовного мира. В частности, развитие глобальной экологии человека вызвано необходимостью защиты и охраны его физиологического естества от вредных внешних воздействий различной природы; развитие экологии нравственности связано с отрицательными тенденциями современной культуры, особенно масс-культа.

Поэтому представляется целесообразным использовать более адекватное и обобщающее понятие – «экология духа», «экология души» или «экология духовности».

Использование понятия «экология души» преследует цель обратить внимание исследователей в области экологии и общественности на ключевую и первостепенную роль человеческого духа в процессе его жизнедеятельности.

Говоря о системном подходе к понятию экологии человека, мы можем выделить следующие его элементы:

– экология тела (физиологическая экология);

– экология души;

– экология окружающей среды (экология природы).

4. Пропаганда экологии человека

Таким образом, основные задачи экологии души можно определить следующим образом. Во-первых: с целью предотвращения физических и духовных патологий экология духа предполагает выработку и осознанное соблюдение законов био- и духогигиены, строгое выполнение правил безопасности биологической, психологической и духовной структуры человеческой личности при восприятии информационных потоков естественного (природного) и искусственного происхождений как материального, так и духовного мира.

Экология души – это и эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека. Таким образом, экология души – это, кроме прочего, средство к развитию способностей человека эффективно противостоять разнородным физическим и духовным заболеваниям, наполняющим микро- и макромир; это выработка защитных реакций (иммунитета) внутреннего мира человека.

К сожалению, классическая экология замыкается преимущественным образом на решении задач сохранения окружающей человека биологической среды. В результате недооценки духовной природы человека вопросы нравственной и культурной экологии изучаются мало, а если и изучаются, то недостаточно корректно.

Философско-психологический подход к проблеме экологии души (пусть и в других терминах) представлен в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сафина и др. С.Л. Рубинштейн особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость жизни от личности. При этом личность выступает как субъект жизни. Судьба личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, зависит от ее собственного суда над собой. Самоопределение – свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации.

Активную позицию личности в самостроительстве подчеркивал и А.Н. Леонтьев, говоря о том, что на каждом повороте жизненного пути человеку необходимо от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только подвергаться влияниям среды. Самоопределение понимается им как глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основное следствие которого – избирательное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими.

Основные принципы экологии души могут заключаться в следующем: а) баланс ориентации на ценности личности, общества и культуры, заключающийся в признании всех существующих ценностей, установлении гармонии и взаимного подкрепления между соответствующими ценностями; б) принцип гармоничного взаимодействия личности с обществом и культурой, что подразумевает такое взаимодействие, где с одной стороны соблюдаются и интересы общества, и интересы личности, а с другой – рост развития личности, уровень повышения ее статуса находится в гармонии с ценностями культуры; в) представление о целостности самой личности и ее социального поведения как о позитивной характеристике.

_______________________


1 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 444.
2 Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 108.
3 Д. де Грааф, Д. Ванн, Т. Х. Нэйлор. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М., 2003. С. 107 – 120.
4 Г. Марсель. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 136 – 137.

Литература:

• Вишневский Ю.Р., Шапко В.Г. Социология молодежи. Н. Тагил, 1995.

• Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: три жизненные ситуа­ции. М.: ИНИОН РАН, 1998.

• Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И. Лапин. М.: ИФАН, 1991.

• Латуха Е.А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности. Автореферат дисс. … канд. филос. наук. Новосибирск, 1999.

• Леонтьев Д.Л. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный социоанализ. Сборник статей. М., 1998.

• Лисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.

• Лисовский В.Г. Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996.

• Ядов В.Л. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросает, 1998.