Omsk state Dostoyevsky literature museum

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"Н.М. ЯДРИНЦЕВ О РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ СИБИРИ" - Н.И. Чуркина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета.

Н.М. Ядринцев, как идеолог областничества видел будущее Сибири в развитии нескольких областей жизни: промышленности, торговли и просвещения. Только эти составляющие, по его мнению, могли позволить Сибири покончить с позорным статусом колонии и стать полноценной частью России. На протяжении всей жизни Ядринцев активно способствовал просвещению своей малой родины. Можно выделить несколько составляющих этой деятельности.

Во-первых, написание научных и научно-публицистических работ, поднимающих проблемы просвещения. В большой части статей он доказывает важность развития научной мысли для освоения новых территорий, грамотного использования природных богатств, например это серия работ «Крестовый поход науки на Восток», «Чем мы покорим Среднюю Азию?», «Цивилизация и Восток». Еще одна важная идея этой серии заключается в использовании в качестве учителей в инородческих училищах образованных местных жителей. «Миссиею этих же образованных инородцев будет основание школ, так как в них легче и с меньшим предубеждением пойдут азиатцы… Знание сделает свое в среде низших азиатских народностей, их миросозерцание изменится при одном прикосновении науки» [1, 136].

Не случайно многие исследователи считают Ядринцева писателем. В своих публицистических работах он часто использует вполне литературные приемы – аналогии, эпитеты. Например, в своей одноименной статье Николай Михайлович вводит меткое понятие - «летучая интеллигенция». Называя так приезжающих за большими заработками, карьерным ростом из Европейской России в Сибирь чиновников, педагогов и других образованных людей. [1, 97] По его мнению, такие мотивы не могут привязать людей к Сибири надолго, не прививают любви к новому месту службы и к ее людям, а значит, скорее, наносят вред, чем пользу. Естественный выход для Сибири это создание образовательных учреждений на ее территории, привлечение к образованию сибирского населения.

Во-вторых, издательская деятельность Н.М. Ядринцева, который уже не только как автор, но и как издатель занимался просвещением сибиряков и привлечением внимания к нуждам Сибири и Азиатского Востока со страниц основанной им газеты «Восточное обозрение», выходящей в Петербурге с 1882 года. Николай Михайлович «привлек к работе в газете видных ученых – востоковедов, …историков Сибири, путешественников, общественных деятелей» [2, 43]. Несмотря на газетный формат, в нем печатались статьи по истории, географии, этнологии, местная хроника. Большой массив материалов был посвящен проблемам развития школьного дела, образования в Сибири.

Третья часть деятельности Н.М. Ядринцева в области просвещения - это его практическое участие в развитии образовательного потенциала Сибири. Почти семидесятилетняя история открытия первого сибирского университета была связана с именами самых влиятельных людей Сибири: Демидова, Сперанского, Капцевича, Цыбульникова, Сибирякова, Казнакова. Но, конечно, большое влияние на этот процесс оказало общественное мнение, подготовленное многолетней пропагандой на страницах сибирской печати, выступлениями перед населением, научной литературой, осуществляемой передовой сибирской интеллигенцией, среди которой особая роль принадлежит Н. М. Ядринцеву.

Можно отметить некоторые самые значительные работы Н.М. Ядринцева, в которых он рассматривает проблему необходимости учреждения сибирского университета. Об этом впервые Ядринцев и его товарищи стали мечтать еще на заседаниях сибирского землячества Петербургского университета. По возвращению в Сибирь на литературном вечере 11 ноября 1864 года в Омске он выступает с речью в поддержку сибирского университета и сибиряков, обучающихся в европейских университетах.

В своем фундаментальном труде «Сибирь как колония» Николай Михайлович большую часть главы «История просвещения в Сибири» посветил подробному изложению долгой истории создания Томского университета. Проследим основные этапы этой истории.

Как только вышли «Предварительные правила народного просвещения» 1803 года, в которых отмечалось, что «в учебных округах учреждаются университеты для преподавания наук в высшей степени», владелец уральских заводов П.Г. Демидов выдвинул Тобольск на роль Сибирских Афин и обратился в Министерство народного просвещения с ходатайством об открытии сибирского университета. Он обещал пожертвовать на устройство университета в Тобольске и Киеве 100 тысяч рублей. Деньги Демидова министерство поместило в рост, но решение об открытии Тобольского университета сочло преждевременным.

Важный вклад в популяризацию идеи создания сибирского университета принадлежит декабристам. На Петровском заводе в Чите декабристы организовали вольный университет, где менее образованные ссыльные слушали лекции своих товарищей по истории, математике, языкам. Университет просуществовал недолго, но известие о нем распространилось по всей Сибири.

На протяжении первой половины XIX века проекты первого сибирского университета продолжали разрабатывать и отправлять в столицу. Наконец, в 1856 году министр просвещения граф Норов в докладе царю высказал предложение о создании первого сибирского университета.

Много дискуссий вызывал вопрос о городе, претендующем на звание университетского. Развернулось нешуточное соревнование сибирских городов, почти все крупные сибирские города находили доводы в свою пользу: Тобольск, Томск, Барнаул, Красноярск, Иркутск, Омск.

Наиболее активную позицию занял Томск, со второй половины XIX века томские купцы стали выступать с предложениями о постройке за свой счет здания для университета. Городской голова, крупный промышленник З.М. Цибульский в своем письме на имя министра просвещения подтвердил решимость томичей в деле создания университета, а от себя лично отправил 100 тысяч рублей.

В 1875 году вопрос о сибирском университете вновь слушался в правительстве, Александр I обещал всесторонне обсудить проект. Непосредственное участие на этом этапе принимает Н.М. Ядринцев, который по поручению губернатора составил доклад, посланный в столицу от Томска. В докладе Ядринцев указывал, что «несмотря на то, что в Сибири имеется 12 средних учебных заведений: 5 гимназий, 3 реальных училища и 4 духовные семинарии, учиться дальше способной молодежи негде. В университетах Москвы, Петербурга, Казани в это время обучалось 289 сибиряков, но, как показывала практика, не многие после окончания дальних университетов возвращались на родину». [2,58] Расходы на создание университета, по мнению Ядринцева, должны были составить 500 тысяч рублей.

Самым серьезным конкурентом Томска был Омск, который по уровню экономического и культурного развития, количеству жителей опережал Томск. 20 января 1876 года на заседании городской Думы рассматривался вопрос об устройстве в Омске университета. Дума постановила: поручить администрации подготовить ходатайство об открытии университета в Омске. [3,58 ]

Назначенная правительством комиссия для определения университетского города привела следующие аргументы в пользу Томска:

1. центральность Томска по отношению к другим городам и местностям Сибири;
2. степень населенности, благоустроенности и благосостояния города;
3. его благоприятные климатические и экономические условия;
4. благоприятные условия для приобретения материалов на постройку здания;
5. наибольшие удобства для доставления медицинскому факультету клинического и анатомического материала;
6. большое число средних учебных заведений;
7. естественные условия города, благоприятствующие его дальнейшему развитию и процветанию, а равно и процветанию университета;
8. выраженное большим числом сибирских городов сочувствие к устройству университета в Томске, а не в Омске. [ 2, 59 ]

Решающее значение имела реальная финансовая поддержка этого вопроса томским купечеством и промышленниками. 16 мая 1878 года последовало повеление царя: «Разрешить учреждение Императорского Сибирского университета в городе Томске с четырьмя факультетами: историко-филологическим; физико-математическим, юридическим и медицинским» [4,41]

В комитет по строительству университета, кроме администрации города, вошли представители общественности, почетным членом совета стал Д.И. Менделеев. На постройку университета было ассигновано 600 тыс. рублей из Государственного казначейства, город выделил безвозмездно 37 десятин земли, поступили крупные частные пожертвования: Цыбульский – 100 тыс., Демидов – 150 тыс., Сибиряков – 110 тыс. Пожертвования шли из всех сибирских городов.

Торжественное открытие университета состоялось 25 мая 1888 года – первоначально с единственным медицинским факультетом. Потребность в высшем образовании была велика – в год открытия образовался конкурс. «Заявлений подали 236, отказано в приеме по разным причинам 162 лицам, зачислено было 72 человека, из них 30 выпускников гимназии, 40 выпускников духовных семинарий» [5,434]. В следующем году было зачислено 123 человека, 1896 году – 171.

Во время первой русской революции (1905-07 гг.) в университет были зачислены 100 девушек в качестве вольнослушательниц. Только в 1917 году были открыты в Томском университете два последних, недостающих факультета. Но это произошло уже после смерти Н.М. Ядринцева.

В 1900 году был создан первый технический вуз на востоке - Томский технологический институт. Его организация была связана с необходимостью подготовки своих квалифицированных кадров для окончания строительства Сибирской железной дороги. Социальный состав студентов технологического института отличался от классического университета: дворяне составляли – 23,2%; духовенства – 3,4%; купечество – 9,7%; мещане – 34%; крестьяне – 22,4%. В университете большинство студентов были выходцами из дворян.

В 1910 году в Томске были открыты Высшие женские курсы - третье учреждение высшего образования, которые современники называли женским университетом. Ректором курсов стал Кащенко Н.Ф., преподавателями профессора университета.

Таким образом, создание в Сибири трех высших учебных заведений отчасти смогло удовлетворить потребность в образовании различных слоев сибирского общества, что предвидел и Н.М. Ядринцев: «Создание в Сибири образованного класса из лиц, преданных своему краю и изучивших свои местные нужды и дело, является желательным и должно рассматриваться как необходимое условие преуспевания окраины. Рост, развитие, богатство и слава колонии лежат в зиждительных и творческих силах сильного общества». [5,661 ]

Примечания:

1. Ядринцев Н.М. Сборник избранных статей, Красноярск, 1919
2. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Очерк становления первого Сибирского университета – центра науки, образования, культуры, Томск, 1993
3. 1000 знаменательных событий из истории Омска 1716- 1996 гг. Омск, 1998.
4. Зайченко П.А. Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева: Очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1888-1955), Томск, 1960
5. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония, Новосибирск, 2001