Omsk state Dostoyevsky literature museum

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"МУЗЕЙНЫЙ ФОНД КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС В КУРСЕ МХК И ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ" - Е.А. Ланщикова - учитель русского языка и литературы школы № 25.

«Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала – рождалось с ним человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью», - писал Федор Михайлович Достоевский. Трудно не согласиться со словами великого писателя. Представим себе мир людей без искусства. Какой пустой и равнодушной ко всему окажется жизнь человека, лишенная искусства! Оно сопровождает человека на всех этапах его взросления: в детстве начинает звучать в душе юного человека колыбельными песнями, сказками, украшенными картинками из детских книг. В юношестве оно входит в душу подростка совсем по-иному: тихой, нежной поступью оно овладевает душой человека, формируя его нравственность, его культуру. «Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности», - писал Фридрих Шиллер.

Большое значение в формировании духовной культуры подрастающего поколения играют программы школьного курса: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, литература. Вместе с другими учебными предметами они формируют нравственную и эстетическую культуру учеников, стимулируют их познавательную деятельность, воспитывают, говоря словами Белинского, «дают направление сердцу и уму».

Развитие художественного восприятия может идти успешно, если постоянно тренировать и совершенствовать сенсорную сферу ученика, развивать зрение, повышая восприимчивость к форме, цвету, линии, звуку, слову. Поэтому школьные курсы МХК и литературы содержат большое количество заданий, направленных на умение не только «созерцать» произведение искусства, но и умение видеть в них главное, понять, прочувствовать взаимопроникновение эпох в мировых шедеврах, ибо, по словам Вольтера, «истинное и прекрасное одинаково во все времена и для всех народов».

Кроме этого, на уроках МХК и литературы учащиеся должны понять, что достижения прошлых эпох не исчезают бесследно, они продолжают жить и в современной культуре. Учащиеся должны увидеть единство многообразия существующих в мире культур и одновременно многообразие единства мировой культуры. Благодаря изучению этих дисциплин у ученика должно выработаться представление о том, что сегодня – это мост между вчера и завтра, между прошлым и будущим, и именно от них зависит, будет ли сохранено то, что мы получили в наследство.

Соприкосновение и знакомство с шедеврами мирового искусства помогает выработать критерии красоты и нравственные приоритеты учащихся, формирует понимание целей жизни и предназначения человека.

Таким образом, знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры в определенной системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество – обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры.

Трудная задача научить этому стоит перед школьным учителем. Но как бы хорошо ни разбирался сам преподаватель в проблемах художественной культуры, как бы он ни любил ее, ни его любовь к искусству, ни его знания не подлежат механической передаче и механическому усвоению. «Познать совершенство» возможно только путем собственного анализа, основанного на умении самостоятельно воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями. И большую помощь в организации такой работы может оказать музейный фонд.

Проведя первые уроки по МХК и пытаясь показать учащимся эволюцию и наследование традиций в изображении человека, проходящие сквозь века, разместив репродукции картин на доске в классе, я услышала реплики учеников: «Здорово, как в музее!» А какими были глаза учеников, рассматривающих эти произведения искусства! А с каким азартом на следующем уроке, уроке риторики, они доказывали друг другу свои точки зрения, почему полотна Рафаэля или Леонардо на протяжении веков остаются шедеврами мировой живописи.

В учебных программах по МХК и литературе указано, что часть уроков рекомендуется проводить внеаудиторно. А если бы этот урок (первый, вводный в курс!) провести в музее изобразительных искусств! Что бы учащиеся сказали тогда? Что бы они вынесли в своих сердцах, окунувшись в атмосферу самого искусства? Такие уроки помогут формированию у учащихся опыта общения с теми видами художественной деятельности, которые не могут быть полноценно восприняты в условиях аудиторного занятия. И большую помощь учителю в этом может оказать именно специализированный музей, основной задачей которого является собирание, хранение и популяризация произведений прошлого и настоящего, отражение основные этапы развития художественной культуры.

Еще недавно новые формы уроков: уроки–лекции, семинары, концерты стали повседневными в практике школы. Сегодня мы можем воспользоваться услугами литературного музея им. Ф.М. Достоевского, сотрудники которого проводят такие формы как в стенах музея, так и в стенах школ, читая выездные лекции. Такие занятия запоминаются ученикам не столько объемом информации, но возможностью прикоснуться «к старине», разглядывая экспонаты музейного фонда.

Региональный компонент программы по литературе в старших классах достаточно хорошо поддерживается лекциями и литературными композициями, проводимыми сотрудниками музея. А вот фольклорные темы, изучаемые в 5–8 классах, к сожалению, представлены слабо (всего одна тема). А между тем именно фольклор представлен в большем объеме, чем другие темы в программе литературного краеведения (5 класс – 2 темы из 4-х, 6 класс – 1 тема из 4, 7 класс – 3 из 4-х, 8 класс – 2 из 6-ти). Кроме этого данная тема интересна учащимся, вызывает у них живой интерес и дает возможность творческого самовыражения. Ведь не объем, не охват всевозможного материала станет смыслом изучения предмета, а освоение учащимися способов проникновения в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений.

Хотелось еще сказать о том, что школе необходимо сотрудничество и с театральными музеями. Тем, связанных с театральным прошлыми и настоящим Омска, тоже представлено достаточно много: 5 класс – 1 час, 8 класс – 4 часа, 9 класс – 2 часа, 10 класс – 5 часов, 11 класс – 1 час. К сожалению, достаточно сложно найти материал к этим урокам. Как хотелось бы, чтобы и театральный музей не забывал о школе!

Помимо творческих литературных встреч, лекций, литературных композиций продуктивными могли бы быть и творческие конкурсы, объявленные музеями, или творческие дни музеев, в которых могли бы принять участие и учащиеся, творчески одаренные. Продуктивными и интересными могли бы оказаться и конференции по творчеству писателей, художников с привлечением учащихся, их исследовательских работ, сочинений и т.д. Это очень важно! Ведь с течением времени что-то утрачивается; уходят, забываются старинные секреты волнующих изображение красок и форм. Но бережно хранится, живет и продолжается самое главное – творческое начало. Оно продолжается, развиваясь в работах новых поколений, выражающих чувство гордости богатством и яркостью истории нашей культуры.

Литература:

1. Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 11 класс. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2003.
2. Сквозь века. Вып. 1, М., «Знание», 1986.
3. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., Просвещение, 1992.
4. Энциклопедия мудрости. Авт.: Андриевская К. и др. Можайск, «Буколики», 2007.