Omsk state Dostoyevsky literature museum

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОМСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ № 85" - В.В. Привалова - учитель русского языка и литературы гимназии № 85, председатель клуба «Музей и школа» при Омском государственном литературном музее имени Ф.М. Достоевского.

Принципы гуманизации и нравственности являются определяющими в концепции современной школы. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных подходов в воспитании и формировании нравственной личности. Одним из основных результативных направлений, с помощью которого возможно выполнение этих задач, является внеклассная работа и связь с социокультурными учреждениями, так как влияние их на ученика огромно. Именно в музеях, на экскурсиях, выставках могут быть созданы те условия, при которых школьник смог бы реализовать свои возможности, способности и тут же соотнести их с моральной нормой поведения в обществе, с нравственными законами. Конечно, ни в коей мере не хочется принижать первостепенную роль урока в нравственном и эстетическом воспитании ученика, но нельзя не учитывать то обстоятельство, что ребёнку проще понять, принять основные жизненные ценности и применить общепринятые нормы поведения практически, если он видит такой пример в жизни известного писателя или современника-земляка.

Современная молодёжь с удовольствием посещает различные культурно-досуговые центры, кинотеатры, дискотеки, так как именно там у неё появляется возможность общаться, с интересом проводить свободное время, а вот музеи с нетерпением ждут своих посетителей. Для нашей гимназии стало хорошей традицией сотрудничество с литературным музеем имени Ф.М. Достоевского. Здесь при создании экспозиций, выставок, при разработке лекций, бесед, экскурсий сотрудники учитывают один главный закон: учащиеся не должны быть просто пассивными созерцателями или слушателями, они должны стать активными участниками, а порой и создателями музейной экспозиции, выставки, конкурса.

Результатом многолетнего тесного взаимодействия литературного музея и гимназии № 85 в 2004 г. стала тематическая выставка работ учащихся 11-го художественного класса «Петербург Достоевского». При изучении творчества Достоевского учащиеся этого класса посетили две экскурсии в музее, прослушали лекцию о пребывании писателя в Омске и провели самостоятельные исследовательские работы (Силина Алиса стала лауреатом областного НОУ с работой «Петербургские церкви в произведениях и жизни Ф.М. Достоевского»). Но самое важное в этой совместной работе то, что учителя кафедр русского языка и литературы, изобразительного искусства гимназии № 85 посетили все экскурсии и лекции с ребятами, а потом параллельно на уроках литературы, рисунка и живописи шло обсуждение и воплощение в творческих работах замыслов и представлений ребят о романе «Преступление и наказание». Итоговый необычный урок по роману прошёл в музее и провели его не только учитель литературы Привалова В.В., учитель живописи Алексеенко Е.Ф., но и директор литературного музея Вайнерман В.С.


Эта работа не стала разовой, в 2006 г. учащиеся 10-го художественно-эстетического класса перед изучением творчества Достоевского посетили две экскурсии и две лекции в литературном музее. Учителем литературы (Привалова В.В.) было предложено учащимся ознакомиться, обсудить, а затем и проиллюстрировать произведение «Записки из Мёртвого дома», не входящее в школьную программу. На уроках живописи и рисунка (учителя Алексеенко Е.Ф., Лакомкин Ю.Л.) воплотили в жизнь совместную идею гимназии и музея.

Лучшие работы по двум произведениям Достоевского были переданы в фонды музея, а часть из них была опубликована в книжке-миниатюре «Фантазии на тему Достоевского».

Летом 2007 г. во дворе литературного музея прошла «Заборная выставка Антона Сорокина», на которой были представлены лучшие работы учащихся гимназии № 85. Выставка заинтересовала омичей, вызвала активную полемику среди сверстников юных художников.


На протяжении многих лет учащиеся нашей гимназии имеют доступ к архивным документам музея, могут получить консультативную помощь у сотрудников музея в проведении исследовательских работ. Ученица третьего класса Лисовская Елена исследовала раннее творчество Роберта Рождественского, со своей работой она выступила на НОУ гимназии, а ученицы 11-го художественного класса Березнёва Олеся и Петухова Наталья в 2005 г. стали лауреатами областного НОУ с работой «Наши земляки, наши герои». Эта работа была отмечена денежной премией советом ветеранов ЦАО г. Омска. В этом учебном году учащиеся 7-го художественного класса проводят исследовательские работы по изучению творчества Тимофея Белозёрова.

Используя потенциал литературного музея, кафедра русского языка и литературы (Привалова В.В., Епифанова О.Ю.) и библиотекарь гимназии Варкентин О.М. создали телекоммуникационный проект по творчеству Тимофея Белозёрова для школ, гимназий, лицеев Омска и Омской области.

Любое посещение социокультурных центров должно носить практико-ориентированный характер. На классном часу, во внеклассной работе, да и на каком-то этапе урока можно использовать полученную в музее информацию, научить ребят применять её в повседневной жизни, в творческих работах. Если ребёнок знает о том, какие писатели, поэты жили и творили в нашем городе, области, если у него есть возможность встретиться с писателями-современниками, он с уважением будет относиться к творчеству земляков.

Воспитание высоких чувств, культуры поведения, патриотизма у наших юных сограждан – этой цели можно достичь, приобщая ребят к литературе, к культуре прошлого, и, в первую очередь, прошлого своего края, своей малой родине, используя потенциал литературного музея имени Ф.М. Достоевского.