Omsk state Dostoyevsky literature museum

 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

 К.С. Кулакова

Характеристика «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского в контексте дневниковой традиции

Жанровые корни дневника уходят в глубокую древность. В России его начало связано с паломнической литературой IX - X вв., с жанром хождения, для которого характерны автобиографизм, документальность, фактографичность (а точнее связь с путевыми заметками XVI - XVII вв., как выделившегося из канонического хождения и сосуществующего теперь с ним жанра). К середине XIX в. складываются жанровые разновидности дневника, завершается процесс кристаллизации жанра.

В ходе эволюции сформировались продуктивные формы дневникового жанрового письма:

- литературная форма в художественном произведении;

- внелитературные записи частного характера.

Связи дневника с разнообразными формами документальности позволяют литературоведам обозначить особую литературную область – «дневниковую прозу», которая включает все, что «соприкасается с дневником. Ядро термина можно представить себе как испускающее в разные стороны сродные, но не тождественные ему понятия, связанные с центром по образцу родственной связи с прародителем. Оно подразумевает следующие условия: это пульсирующий текст, в котором фрагменты отделены друг от друга временными (иногда пространственными) датами (а), содержание которого ориентировано на реальные события в жизни человека (б); при этом ведет дневник сам человек (в), то есть текст обращен к нему самому (г) и помечен тем же днем (вечером, ночью), когда делается запись (д). Важная черта - до-литературная спонтанность дневника, его неокончательная отделанность (е). Обобщающие для всех жанров понятия: - «Пред-текст – текст в его неокончательном, черновом виде. Тут важна принципиальная незавершенность такого рода текста»; - «эго-текст – существенны оба признака: (1) это текст, имеющий своим объектом обстоятельства жизни автора, (2) текст, написанный с субъективной авторской точки зрения».

Центральное «щупальцеобразное» понятие: memoires – воспоминания. Но в мемориальных жанрах на лицо воспоминание вторичное. Вспомнить – это значит факт (от лат. factum - совершившееся) сделать достоянием памяти, т.е. получить образ, отпечаток. Первичное воспоминание осуществляет возможность факта (= удивление), однако бессознательное восприятие перейдет в более-менее глубокое понимание и на этой стадии сформируется интерпретация.

Факт - переживание плюс интерпретация - предшествует любому творчеству. Пытливый ум дойдет и до стадии идеи. С этой точки зрения можно всю область литературного творчества обозначить как «литературу факта». С этой ступени пути приверженцев одного из направлений разойдутся. «Литература факта» - это вообще вся область мысленной фиксации факта, делящаяся на устную и письменную:

1. литература художественная;

2. дневниковая проза (мемориальная): биография, автобиография, записки, воспоминания, дневник, путевые записи, исповеди, покаяния, рассказы-побасенки, так называемые «блоги» в Интернете, официальный документ (относящийся к определенному социальному институту: школьный дневник, протокол, научный дневник, история болезни), документальные жанры (статьи, эссе, очерки, заметки).

Художественная стилизация и документализация как основные свойства этих областей литературы в практике имеют сложную взаимосвязь.

Произведение «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского пишется регулярно по месяцам, с претензией на диалог за счет затрагивания недавно произошедшего события с вскрытием бытийных проблем в аспекте единой хронологии (автор, получая письма, включал некоторые в выпуски). И все это за счет специфики дневникового жанра. При этом автор допускает выразительную художественную обработку. Но для жанра «дневник» характерно отсутствие вторичной художественной обработки и фиксация дня написания, в первую очередь текст должен быть автокоммуникативен. Наличие нечто вроде художественной мастерской - зарисовок к будущему роману - и размышлений по поводу поразивших автора чрезвычайно событий, позволяют отметить некоторые черты, присущие как жанру «дневник» так и жанру «записные книжки», поэтому произведение нельзя отнести к конкретному жанру, но можно расположить в области «дневниковой прозы», которой присуще такое свойство как установка на документальность. Документальность - свойство схваченной фактической реальности и ее интерпретации с ориентировкой на публику, общественное мнение, мнение народа. Этого-то эффекта и добивался Федор Михайлович в «Дневнике писателя». Сам автор помещает его в число фельетонов: «Елку и танцы в клубе художников я, конечно, не стану подробно описывать; все это было уже давно и в свое время описано, так что я сам прочел с большим удовольствием в других фельетонах» 1. И это понятно, ведь их главная черта – календарность, общее направление. Документальная форма раскрывает большую панораму для творчества Ф.М. Достоевского и позволяет включить в один комплекс самые разные жанры (фельетон, статью, рассказ, фантазию, утопию), делая его почти универсальным для многоликого самовыражения. «Дневник писателя» делится на главы, а те, в свою очередь, на части. И поэтому, видимо, каждый выпуск предполагает наличие одной объединяющей идеи. А также идеи, объединяющей все выпуски. Таким образом, это не просто календарное произведение, но с установкой на единство текста и поиск истины. Рассмотрев произведение в двух разных аспектах:

• со стороны современника, последовательно из месяца в месяц выписывающего выпуск за выпуском и являющегося иногда свидетелем события, описываемого писателем, «Дневник писателя» – это одно из псевдожурналистских периодических изданий документально-публицистического толка;

• со стороны потомка - это книга итоговой философской прозы, факт литературы универсализма как преобладающей в будущем,

мы пришли к выводу, что «Дневник писателя», будучи фактом литературы, становится шире и многоаспективнее для анализа и интерпретации с точки зрения факта культуры.

Книга ли очерк, сотворенные рукою таланта, есть создание на века. Ибо факт, взятый сам по себе, дает глубокую почву для прозрения. Достоевского занимают факты «фантастического» характера, т.е факты оригинальные и обычные одновременно, в чем и есть их парадоксальность . «В каждом номере газет, - писал он Н. Стахову в 1869 году, - Вы в c тречаете отчет о самых действительных фактах и о самых мудреных. Для писателей наших они фантастичны, да они и не занимаются ими; а между тем они действительность, потому что они факты. Кто же будет их замечать, их разъяснять и записывать?» Видно, что писателя не удовлетворяли поверхностное восприятие факта и поверхностная же его передача. Да и писатели-то большей частью чистейшей реальностью не занимались, а только стилистическими преобразованиями и художественным вымыслом, мол, периодика - дело пустячное, а сводку новостей можно для широкого круга читателей «подавать не пережевывая». Федор Михайлович же поставил себе нелегкую и оригинальную в русской среде задачу - интимнейшего непрерывного разговора с народом на понятном им языке по поводу кричащих о себе фактах, доводя их смысл до непреходящего. Так как «талант мог вскрыть в жизни неизмеримо больше, чем она могла сообщить рядовому человеку» 2. Этими словами Палиевского П.В. я и подведу итог, напомнив, что с точки зрения анализа чистоты жанра название итогового произведения в творчестве Ф.М. Достоевского «Дневник писателя» не оправдано; с точки зрения анализа названия не со стороны литературоведческой характеристики, а со стороны культурологической для нас, и выразительно-художественной для автора, оправдано. Ибо в таком случае «дневник» - символ ежедневного напряженного проживания жизни человеком, претендующим на взыскание полноценного восприятия жизни и его эстетического воплощение для воспитания и возрождения Человека в человеке и при этом Русского в русском в каждом из народной среды. Символом такого человека является «писатель». Таким образом, подтверждается еще раз точка зрения, что «Дневник писателя» не только факт литературы, так и факт культуры, как со стороны формы, так и со стороны содержания - идейной линии произведения.

____________________


1 Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М.,1999. С.18.
2 Палиевский П.В. Литература и теория // Высшая школа, 1979. С. 132.