Omsk state Dostoyevsky literature museum

 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

Н.А. Анищенко

Выражение авторской позиции в повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон»

В плане выражения авторской позиции представляет интерес  повесть Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон», где раскрывается разнохарактерность героев, комичность и трагичность ситуаций, присутствует  образ  автора (рассказчика, летописца).

Одним  из основных средств раскрытия авторской оценки является речь повествователя, то, как писатель рассказывает о жизни, какими словами и оборотами характеризует он  своих героев и т.д. Различают, таким образом, субъект речи и объект речи. Б.О. Корман под объектом речи понимает «все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: это люди и их поступки, предметы, обстоятельства, пейзаж и события, под субъектом речи - того, кто изображает и описывает» 1.

Субъектную форму выбирает автор, и этот выбор обусловлен идейной позицией и художественным замыслом писателя, поэтому анализ текста в единстве содержания и формы предполагает умение определять носителя речи. Носитель речи обнаруживается, прежде всего,  «в физической точке зрения» 2, то есть субъект речи может находиться ближе к описываемому или дальше от него, и в зависимости от этого меняется общий вид картины. «Десять часов утра. Мы в доме Марьи Александровны, на большой улице, в той самой комнате, которую хозяйка, в торжественных случаях, называет своим салоном. В этом салоне порядочно выкрашены полы и недурны выписные обои» 3. Поле зрения сужается только на комнате Марьи Александровны и на присутствующих в ней.

Таким образом, «способ изображения действий и событий во времени» определяется  присутствием повествователя – «рассказчика», который рассказывает от своего собственного, «первого» лица. («Я заезжал к нему и провел у него целый час довольно приятно». «Я, по крайней мере, никого не встретил, кто бы своими глазами видел эту записку» и т.д.).  Летописец является  членом мордасовского общества, современником и очевидцем изображаемых им событий.  Он может быть выразителем точки зрения коллективного  мнения, и при этом повествование от «Я» сменяется повествованием от «МЫ»: голос летописца вливается в «хор мордасовских дам»: «Она, например, умеет убить, растерзать, уничтожить каким-нибудь одним словом соперницу, чему мы свидетели».

Рассказчик дает характеристики и оценки действующим персонажам, он комментирует поведение, высказывания «мордасовцев», иногда обобщая свои комментарии до общечеловеческого или социально-типического уровня, тем самым,  соединяя свой голос с голосом Достоевского. О человеческой сущности: «слух, встреченный с самою злобною и ожесточенною радостью, - как и обыкновенно встречаем мы все всякий необыкновенный скандал, случившийся с кем-нибудь из наших близких» 4.

Достоевский - мастер создания впечатляющих характеров. Среди главных средств изображения: портрет. Особенно ярко  дана в повести портретная характеристика одному из центральных образов -  князю К., подчеркнуты все мелочи, все «кусочки». Примечательны детали: вставные зубы, парик, стеклянный глаз, поддельная нога, наклеенные усы, бакенбарды и т.д., которые создают образ «мертвеца на пружинах», ряженого манекена. От описания портрета Зины Москалевой, напротив,  веет молодостью и красотой, повествователь не скрывает своего восхищения, подбирая эпитеты: «чудные» (глаза), «дивная» (грудь), «античные» (плечи), «соблазнительная» (ножка), «королевская» (поступь).  

Важным средством  создания образа является  также описание его специфических черт характера, определение  места героя в обществе. И здесь Достоевский использует прием передачи общественного мнения. Например,  Москалева – «первая дама в Мордасове», ее «почти никто не любит и даже очень многие искренно ненавидят; но зато ее все боятся». Мозгляков – «молод, недурен собою, франт». Зина Москалева – «не  своего поля ягода»,  «невыносимо надменна», «бесприданная».

Но не только общественное  мнение отражено в повести. Читатель легко улавливает и авторское отношение к героям. О Марье Александровне: «Она находила потребность в беспрерывном излиянии своего гнева на Афанасья Матвеича, потому что тирания есть привычка, обращающаяся в потребность». О Мозглякове: «рисуется», «ему хочется угодить своим слушательницам», «слабый и пустой характер, привыкший к постоянной подчиненности».  

Однако характер персонажей раскрывается,  прежде всего,  в их поступках, действиях. Достоевский ставит своих героев в исключительные ситуации, погружает их в атмосферу душевных переживаний.  

Рисуя героя, писатель не может пройти мимо такой существенной черты характера, как речь, воспроизводящая культуру, психологический склад, душевное состояние человека. Особенно выразительны в повести речевые  портреты Марьи Александровны (высокопарность,  соседствующая с грубостью), князя К. (сбивчивость, отрывистость, растягивание слов), Зины (строгий, серьезный тон, искренность).  Звучит в произведении и «хор мордасовских дам», хор «добропорядочных мордасовцев», который усиливает отмеченное М.М. Бахтиным  многоголосие, полифоничность повествования 5.

Ведущий голос в повести -  голос повествователя, речь которого  является «тем цементирующим материалом в языковой структуре произведения, который придает ему определенное словесное единство, подчиняя себе те или иные языковые особенности каждого из персонажей» 6.

______________________


1 Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С. 20.
2 Там же.
3 Достоевский Ф.М. Дядюшкин сон // Полное собрание сочинений: В 17-ти томах. Л., 1972. Т 2. С. 303.
4 Там же. С. 389.
5 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
6 Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Тимофеев Л.И., Тураев С.В. М., 1974. С. 202.