Omsk state Dostoyevsky literature museum

 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

А.А. Щербаков

Экзистенциальные мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского

Заслуги Ф.М.Достоевского переоценить сложно, из-под его пера выходило философские осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.
Рассматривать его произведения, как представляется, следует не с политической, экономической или религиозной позиций, а с точки зрения смысложизненных ориентиров, которыми руководствуется человек при построении стратегии своей жизни. Исходя из этого, Достоевского называют предтечей экзистенциализма. Задача данной работы состоит в том, чтобы вычленить основные моменты в творчестве автора и показать их экзистенциальную природу.

На протяжении всего творчества писателя в его произведениях прослеживается основополагающий экзистенциальный принцип: «всеидейность» человеческого существования. При описании персонажа не имеет, практически, никакого значения, кем является человек на данный момент, его возраст и какое социальное положение он занимает. Определяет его характеристику то, в чем он видит свое существование, а именно смысл жизни, свое предназначение, задачи и др. Все это можно назвать идеей существования. Встает разумный вопрос – возможно ли жить без идеи. Достоевский не отвечает на него прямо, но косвенно можно сделать вывод, что вряд ли это возможно. Если же вдруг, человек теряет определяющую идею, то он превращается в «живого» мертвеца, поскольку наличие смысложизненных конструктов – неотъемлемая часть разумности и человечности.

Анализ романов писателя позволяет выделить ряд идей, конституирующих бытие человека. Достоевский предлагает несколько вариантов, т. к. наличие определяющей идеи есть лишь основа, а что вырастет на этой основе, зависит от того, какой она будет.

Идея «дитя». Мысль о том, что блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, глубоко воспринята Достоевским. Писатель делает особый упор на разработку таких героев. Именно они обладают открытой душой и большим сердцем, для них характерно всепрощение, кротость и мягкость. В то же время им присущи такие черты как инфантильность и наивность. Все это напрямую указывает на признаки ребенка. Термин «дитя» употребляется для того, чтобы показать не возраст человека, а состояние его души.

Идея «вседозволенность» является антагонистом идее «дитя». Это полное ее отрицание. Здесь человек начинает мнить себя чуть ли не Богом. Мысль о вседозволенности страшная, всепоглощающая, в то же время сладкая и притягательная до тех пор, пока не видны ее результаты. От нее очень трудно избавиться, но ей легко заразиться. Автор говорит о трех вариантах ее развития – сумасшествие, самоубийство и перерождение.

Страдание. Средством перехода от одной идеи к другой является страдание. Оно может принимать различные формы, но в любом случае это должно быть предельное страдание – душераздирающее, нетерпимое, разрушающее все устои, только тогда возможно будет перерождение. Любопытно, что переход от идеи «дитя» к идее «вседозволенность» происходит через физические страдания от недостатка еды, одежды, жилья, ухудшения здоровья. Переход же от вседозволенности к идее умиротворения и покоя возможен только через долгое, мучительное самоистязание своей души, когда на первое место выдвигается Совесть и Сердце. Страдание это путь, посредством которого, человек обретает веру.

Смерть. Теме смерти, как реальной, так и метафорической, в творчестве Достоевского уделено далеко не последнее место. Мы будем рассматривать образную смерть. Смерть есть источник страдания, от того, как ее воспримут, зависит то, по какому сценарию пойдет развитие человека и соответственно то, какой идеи он будет придерживаться. Писатель показывает идею смерти человека через раскрытие окружающих его условий и переживание их героем. Чаще всего она ассоциируется со страхами и одиночеством. В современном мире, с его множеством вариантов проживания жизни и наличием огромного количества социальных ролей, человек находится в толпе, скопище таких же, как и он, чувствует себя одиноким, пытается высказаться, но остается неуслышанным и невысказанным. Достоевский говорит, прежде всего, о моральной смерти нравственно деградирующей личности.

Вера. Вопросы веры занимают главное место, как в творчестве, так и в жизни самого писателя. Без православной веры немыслимо его существование. Однако в произведениях писателя вера носит характер не частных убеждений, а рассматривается как факт бытийности человека. По сути своей вера совпадает с общей идеей жизни. Странно было бы жить с идеей, в которую не веришь. Вера – противоположность смерти, безверия. Без веры, (в данном случае идеи) человек превращается в «живого» мертвеца как уже было сказано выше.

Свобода. Именно свободой выбора определяется существование человека. Достоевский утверждает, что все, по сути, свободны выбирать, вне зависимости от сложившихся обстоятельств. Выбор есть всегда. На известный русский вопрос – кто виноват, Достоевский отвечает излюбленной фразой – ответственны все. У каждого своя мера вины, одни виноваты в том, что сделали, другие в том, что не сделали. Кажущаяся невинность лишь иллюзия: каждый в ответе за мировое зло. И то, каким оно будет, зависит от того, как люди воспримут свою свободу.

Из всего вышеперечисленного вытекает, что данные идеи являются не только основными в творчестве автора, но имеют определяющее значение в жизни самого человека, его взаимоотношении с другими людьми и миром в целом. Благодаря чему можно смело сказать: основные аспекты творчества Достоевского являются по своей сути экзистенциальными.