Omsk state Dostoyevsky literature museum

НЕ УСЫПЛЯЯ СТРУНЫ ЖИЗНИ... (РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ)

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"НЕ УСЫПЛЯЯ СТРУНЫ ЖИЗНИ... (РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ)" - Т.А. Путинцева - преподаватель русского языка и литературы Омского государственного колледжа торговли, экономики и сервиса. Н.Д. Дементьев.

Работники музея – последние святые на земле…
Д.С. Лихачев.

Прошлое с настоящим никогда не говорит громко, а всегда только тихонько напоминает о себе. Такова судьба всех музейщиков России. Быть хранителем музея – это не профессия, это призвание, образ жизни, судьба. Случайные люди в музеях не держатся – это удел людей, преданных идее. Работники музеев – это часовые истории, бережно хранящие то, что в жизни довольно быстро забывается в угоду сегодняшнему дню.

Именно так мы говорим своим студентам каждый раз перед посещением литературного музея.

Многие годы наш Омский государственный колледж торговли, экономики и сервиса связывают самые теплые, искренние и добрые отношения с музеем «великого писателя и страдальца» - Ф.М. Достоевского, прожившего в Мертвом доме, Омском остроге, 4 года, – это тот колокольчик, который, по выражению А.П. Чехова, должен напоминать, что есть несчастные, что, как бы ты ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других...

Вот уже 25 лет этот уникальный музей является важным инструментом воспитания гражданственности, патриотизма, нравственности в г. Омске.

Заставить юность задуматься над жизнью, судьбой, чужими страданиями – это много, особенно в наше время, когда на молодого человека обрушивается огромный поток информации, чаще бездуховной, но у сотрудников муезя это получается! И спасибо им за это!

Программа музея обширна. Обзорные экскурсии в музее представляют литературный Омск за два века (с конца 18 века и до сегодняшнего дня). Материалы, собранные сотрудниками в музее, уникальны, они охватывают более 60-ти писательских судеб только в обзорной лекции, а в многочисленных экспозициях рассказывается об истории и развитии местной литературы (обращаем внимание, что основной материал был собран сотрудниками до открытия музея, когда история Сибирской литературы еще не была написана).

Омский музей истории региональной литературы относится к музеям редкого профиля, далеко не каждый город России может позволить себе такую роскошь (чаще всего мы встречаем литературно-мемориальные музеи, посвященные одному писателю или поэту).

Обращение к региональному компоненту помогает учителю в выборе информации, в воспитании любви к своей малой Родине, к родным песням и сказаниям, к литературным памятникам и к творчеству местных поэтов и писателей. Пока учитель приводит своих подопечных в музей, есть надежда, что на Омской земле не будет «людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле» (по словам академика Д.С. Лихачева).

Весь документальный материал в музее систематизирован по разделам, для удобства исследователей введена компьютерная обработка документов, сотрудники музея обучают студентов работе с историческими документами, оказывают консультативную помощь в написании научных работ. Особенно полюбилось здесь работать студентам-иностранцам (из Германии, Швеции, Китая и др. стран), а собранный материал они публикуют в своих странах, где рассказывают о духовном богатстве Омска, города, ставшего и для них таким родным и близким.

Музей работает в тесной связи с преподавателями литературы Омской области, много лет проводится Клуб для учителей «Музей и школа», где обсуждаются темы лекций, участники делятся собственным опытом, встречаются с писателями, деятелями культуры, обмениваются полезной информацией. В результате этих обсуждений и предложений музеем были подготовлены новые лекции, которые очень актуальны на сегодняшний день: «Мотивы серебряного века в творчестве омских писателей» (автор Ю.П. Зародова), «Современная омская литература» (автор С.Е. Рудницкая), «Культура нашей речи» (автор Ю.Н. Белоглазова).

Музей не оставляет без внимания юбилеи знаменитых писателей, связанных с Омском, таких как Л. Мартынов (100-летие) и Р.Рождественский (75-летие) и других, организовываются выставки, привлекается внимание студентов к новым уникальным экспонатам из семей юбиляров.

Но особенно нашим студентам полюбился Литературный салон, он пленил их своим великолепным художественным оформлением, уютной обстановкой, роскошной мебелью и потрясающей атмосферой тепла, добра и искренности хозяев и всех гостей.

Без сомнения, музейные уроки позволяют студентам по-другому воспринимать личность и творчество писателя, появляется интерес к произведению человека, который жил в этом же городе… И если до посещения музея студенты представляли его в виде сборища хлама, архива ненужных бумаг, то после нескольких посещений музей становится для них храмом познания, который не позволяет усыпить струны их духовного мира.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОМСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ № 85

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОМСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ № 85" - В.В. Привалова - учитель русского языка и литературы гимназии № 85, председатель клуба «Музей и школа» при Омском государственном литературном музее имени Ф.М. Достоевского.

Принципы гуманизации и нравственности являются определяющими в концепции современной школы. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных подходов в воспитании и формировании нравственной личности. Одним из основных результативных направлений, с помощью которого возможно выполнение этих задач, является внеклассная работа и связь с социокультурными учреждениями, так как влияние их на ученика огромно. Именно в музеях, на экскурсиях, выставках могут быть созданы те условия, при которых школьник смог бы реализовать свои возможности, способности и тут же соотнести их с моральной нормой поведения в обществе, с нравственными законами. Конечно, ни в коей мере не хочется принижать первостепенную роль урока в нравственном и эстетическом воспитании ученика, но нельзя не учитывать то обстоятельство, что ребёнку проще понять, принять основные жизненные ценности и применить общепринятые нормы поведения практически, если он видит такой пример в жизни известного писателя или современника-земляка.

Современная молодёжь с удовольствием посещает различные культурно-досуговые центры, кинотеатры, дискотеки, так как именно там у неё появляется возможность общаться, с интересом проводить свободное время, а вот музеи с нетерпением ждут своих посетителей. Для нашей гимназии стало хорошей традицией сотрудничество с литературным музеем имени Ф.М. Достоевского. Здесь при создании экспозиций, выставок, при разработке лекций, бесед, экскурсий сотрудники учитывают один главный закон: учащиеся не должны быть просто пассивными созерцателями или слушателями, они должны стать активными участниками, а порой и создателями музейной экспозиции, выставки, конкурса.

Результатом многолетнего тесного взаимодействия литературного музея и гимназии № 85 в 2004 г. стала тематическая выставка работ учащихся 11-го художественного класса «Петербург Достоевского». При изучении творчества Достоевского учащиеся этого класса посетили две экскурсии в музее, прослушали лекцию о пребывании писателя в Омске и провели самостоятельные исследовательские работы (Силина Алиса стала лауреатом областного НОУ с работой «Петербургские церкви в произведениях и жизни Ф.М. Достоевского»). Но самое важное в этой совместной работе то, что учителя кафедр русского языка и литературы, изобразительного искусства гимназии № 85 посетили все экскурсии и лекции с ребятами, а потом параллельно на уроках литературы, рисунка и живописи шло обсуждение и воплощение в творческих работах замыслов и представлений ребят о романе «Преступление и наказание». Итоговый необычный урок по роману прошёл в музее и провели его не только учитель литературы Привалова В.В., учитель живописи Алексеенко Е.Ф., но и директор литературного музея Вайнерман В.С.


Эта работа не стала разовой, в 2006 г. учащиеся 10-го художественно-эстетического класса перед изучением творчества Достоевского посетили две экскурсии и две лекции в литературном музее. Учителем литературы (Привалова В.В.) было предложено учащимся ознакомиться, обсудить, а затем и проиллюстрировать произведение «Записки из Мёртвого дома», не входящее в школьную программу. На уроках живописи и рисунка (учителя Алексеенко Е.Ф., Лакомкин Ю.Л.) воплотили в жизнь совместную идею гимназии и музея.

Лучшие работы по двум произведениям Достоевского были переданы в фонды музея, а часть из них была опубликована в книжке-миниатюре «Фантазии на тему Достоевского».

Летом 2007 г. во дворе литературного музея прошла «Заборная выставка Антона Сорокина», на которой были представлены лучшие работы учащихся гимназии № 85. Выставка заинтересовала омичей, вызвала активную полемику среди сверстников юных художников.


На протяжении многих лет учащиеся нашей гимназии имеют доступ к архивным документам музея, могут получить консультативную помощь у сотрудников музея в проведении исследовательских работ. Ученица третьего класса Лисовская Елена исследовала раннее творчество Роберта Рождественского, со своей работой она выступила на НОУ гимназии, а ученицы 11-го художественного класса Березнёва Олеся и Петухова Наталья в 2005 г. стали лауреатами областного НОУ с работой «Наши земляки, наши герои». Эта работа была отмечена денежной премией советом ветеранов ЦАО г. Омска. В этом учебном году учащиеся 7-го художественного класса проводят исследовательские работы по изучению творчества Тимофея Белозёрова.

Используя потенциал литературного музея, кафедра русского языка и литературы (Привалова В.В., Епифанова О.Ю.) и библиотекарь гимназии Варкентин О.М. создали телекоммуникационный проект по творчеству Тимофея Белозёрова для школ, гимназий, лицеев Омска и Омской области.

Любое посещение социокультурных центров должно носить практико-ориентированный характер. На классном часу, во внеклассной работе, да и на каком-то этапе урока можно использовать полученную в музее информацию, научить ребят применять её в повседневной жизни, в творческих работах. Если ребёнок знает о том, какие писатели, поэты жили и творили в нашем городе, области, если у него есть возможность встретиться с писателями-современниками, он с уважением будет относиться к творчеству земляков.

Воспитание высоких чувств, культуры поведения, патриотизма у наших юных сограждан – этой цели можно достичь, приобщая ребят к литературе, к культуре прошлого, и, в первую очередь, прошлого своего края, своей малой родине, используя потенциал литературного музея имени Ф.М. Достоевского.

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" - Р.А. Сивкова - лаборант Омский регионального центра изучения творчества Ф.М. Достоевского при Омском государственном университете имени Ф.М. Достоевского.

Страшные слова «реформа образования» преследуют нас не первый год, мы уже почти смирились с этим процессом, но, когда видишь министра образования на экране, с некоторым ужасом ждешь: а что еще придумали?

И, тем не менее, необходимость реформирования школьного обучения каждый из нас осознает. Школа – система достаточно консервативная, но и она меняется: изменился социальный заказ, стала другой концепция образования, заявлен диалогический принцип обучения.

Музей, на наш взгляд, система еще более консервативная. Эта консервативность – важнейший инструмент сохранения культурного наследия. Но мир меняется. Меняются технологии сбора, обработки и передачи информации. Ни школа, ни музей остаться в стороне от этих изменений не могут.

Концепция, в соответствии с которой сегодня реформируется система образования, звучит так: образование должно стать качественным и доступным. Одно из средств обеспечения качественности и доступности – информатизация образования. Включение информационных технологий в образовательный процесс происходит на всех уровнях. Информационные технологии становятся важной частью образовательного, познавательного, культурного пространства каждого человека.

Как в такой ситуации может жить музей? Тем более литературный? Тем более в провинции?

Принято говорить о трех моделях музеев: информативной, коммуникативной и образовательной. Понятно, что литературный музей реализует все три модели, поскольку только комплексный подход позволяет ему эффективно функционировать. Но для того, чтобы сегодня взаимодействовать с обществом и системой образования как его частной структурой, информатизация должна стать составной частью музейной работы. Особенно это важно для организации полноценного сотрудничества с образовательными учреждениями в условиях реформирования образования. Без применения современных информационных технологий сегодня такое сотрудничество невозможно. Именно они делают сотрудничество эффективным и оперативным.

Каковы формы информатизации музейной деятельности? На данный момент представлено 4 варианта:

1. Диски с изображениями экспонатов, записью экскурсий, других материалов; все это продается, в том числе и через Интернет.

2. Виртуальный музей (так устроены виртуальные филиалы Русского музея): в специально оборудованном помещении читаются лекции, проводятся экскурсии, но вместо экспонатов – их изображение. В сущности, это медиатека, при которой работают экскурсоводы. Медиаресурс создается в реальном музее, изображения очень высокого качества, полностью повторяется содержание экскурсий, выставок и т.д. Медиаресурсы закрыты, все продается.

3. Интернет-музей: посетитель сайта сам выбирает, что смотреть, что читать, все ресурсы открыты. Это изображения, тексты, материалы конференций. Достаточно уже частных музеев такого рода. Это может быть и Интернет-версия реального музея (музей В. Хлебникова в Астрахани).

4. Сайт музея: это только информация, необходимая для того, чтобы узнать, где музей находится, какие задачи решает, что и когда можно посмотреть.

Какие из этих форм являются применимыми в процессе преподавания литературного краеведения и литературы в школе, теории и истории культуры, литературоведения в вузах?

Информативная модель предполагает, что музей выступает как средство систематизации и распространения научных знаний. Реализуемые в этой модели формы работы: экскурсия, лекция, консультация - должны быть дополнены их виртуальными аналогами. Подчеркиваю: не заменены, а дополнены. Настоящий посетитель музея всегда захочет в реальности услышать тишину музейного зала. Для этого нужно иметь достаточный культурный уровень. Дети не всегда им обладают, их родители тоже. Виртуальные же аналоги позволяют попасть на лекцию и экскурсию всем. В том числе всем классом. Даже тогда, когда не хочется, потому что урок, и все слушают и смотрят, а экскурсовод ведет по залам и рассказывает. У многих, кстати, возникает потом желание пойти в музей на самом деле, а не на экране монитора.

Важно учитывать при этом специфику образовательного процесса в школе. Предназначенные для среднего общего образования информационные ресурсы должны быть выстроены в соответствии с методическими требованиями школы, соответственно не могут быть созданы без участия учителей. Учитель составит календарно-тематический план, где будут отведены часы под музейные лекции и экскурсии, определит структуру и тематику занятия.

Обязательно должна быть создана библиотека иллюстраций, которой учитель сможет воспользоваться на уроке по его усмотрению. По собственному опыту знаю, что демонстрация рукописей, первых изданий делает процесс изучения литературы живым, близким. Понятно, что нельзя иметь в каждой школе рукопись Достоевского, но изображение – можно.

Следует учесть еще один аспект. Литературное краеведение заняло свое место в школьном курсе литературы, но процесс изучения сопровождается бесконечными трудностями из-за отсутствия материала о жизни и творчестве омских авторов. Исследований мало, тиражи мизерны, материал структурирован так, что на уроке его применить сложно. Просто необходимы поурочные разработки, снабженные полным комплектом дидактических и методических материалов. Именно в этом могла бы помочь музею школа. Сегодня уровень обеспеченности компьютерной техникой в школах часто выше, чем в музее. В соответствии с концепцией реформирования образования в Омске все школы подключены к скоростному Интернету, а дети умеют значительно больше, чем учителя. Они сумеют собрать из разрозненных иллюстраций и текстов альбом, слайд-фильм, веб-сайт.

И вот здесь следует перейти к следующей модели музея – коммуникативной. Научно-практические конференции, чтения, конкурсы и клубы - формы деятельности, позволяющие музею максимально включиться в образовательное пространство современного школьника и учителя. Конкурс методических разработок по литературному краеведению, конференция по его итогам и издание бумажной и цифровой версии сборника, учебника – идеальная форма сотрудничества музея и образовательных учреждений. По городу наберется немало энтузиастов, которые давно создали такие разработки, просто никто не просит показать и издать.

Работая в школе, приходишь к выводу, что музей творчества Достоевского, Мартынова, Драверта, Сорокина, Ребрина – кого еще перечислить? – должен быть в каждом учебном заведении. Разумеется, это не будет музей в полном смысле этого слова, но стенды с материалами об омских писателях, созданные работниками музея в сотрудничестве с детьми и учителями, очень нужны в каждом кабинете литературы. Дети должны знать о людях, формировавших культурно-образовательную среду нашего города. Проекты стендов могут быть созданы именно в музее, поскольку многие архивы здесь. А создаваться такие «настенные» музеи должны музейными специалистами, имеющими опыт организации экспозиций. Переведенная в цифровую версию, такая экспозиция может быть распечатана и выставлена в каждой школе.

Таким образом, информативная и коммуникативная модели музея станут средством реализации образовательной модели. Ни в одном музейном сайте нет раздела, предназначенного для образовательных учреждений. К сожалению, нет его и в нашем музее. Но начало положено: клуб учителей-филологов «Музей и школа» существует, это открывает новые перспективы в том числе и в повышении доступности музея, включения его в культурную среду каждого.

Нужно обратить внимание и на материальную сторону процесса информатизации. Ситуация, когда музей только продает созданные им ресурсы, ведет к значительному снижению интереса к его деятельности. В последнее время в Интернете появилась выраженная тенденция к открытости всех ресурсов. Лозунг «У меня есть знания, возьми их» несколько напоминает период древнерусской литературы, но это позитивное явление. Отказ от собственности на все, что выставляется в сеть, имеет большое воспитательное значение. Музей тоже должен стремиться к бессребреничеству. Сделав доступными ресурсы, построенные в соответствии с нравственными нормами, мы усилим нравственную часть мировой сети. Важность этой задачи – представление в Интернете интересной и ценностно значимой информации - невозможно переоценить. Поэтому сайт музея, существующий сегодня, мог бы быть значительно расширен. В том числе за счет сотрудничества со школами, вузами, учреждениями культуры. Не каждый провинциальный город может похвастаться собственным литературным музеем. Достойно представить его на всех уровнях, особенно информационном, очень важно. Информационные технологии позволяют сегодня всех сделать посетителями музея – реальными или виртуальными, всех сделать участниками культурного диалога, диалога мировоззрений, эпох. Музей должен быть доступен каждому жителю нашего региона в той или иной форме.

Нельзя в этой ситуации не сказать ничего о том, как представлены в Интернете сибирский период в творчестве Ф.М. Достоевского.

На данный момент упоминаются следующие музеи:

1

Музей "Усадьба Ф.М. Достоевского в д. Даровое", Московская область
Музей находится в селении Даровое, которое было приобретено отцом Ф.М.Достоевского для летнего отдыха семьи. Даровое - живописный уголок Подмосковья. Рядом с музеем небольшой лесной массив, который в ...

2

 

Омский государственный литературный музей им. Ф.М. Достоевского, Омская область
Омский литературный музей им. Ф.М. Достоевского был основан в 1920-е гг. XX в.* как и многие музеи по всей России. В 2006 году было проведено полное обновление экспозиции музея, включая и открытие ново...
*Примечание редактора: грубая ошибка! Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского был основан только в 1983 году.

3

Музей-квартира Ф.М. Достоевского, город Москва
Музей разместился в казенной квартире на первом этаже северного флигеля бывшей Мариинской больницы для бедных, где служил с 1821 г. лекарь М.А. Достоевский, отец Ф.М. Достоевского (в этом же году 11 ноя...

4

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, город Санкт-Петербург
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского был открыт к 150-летию со дня рождения писателя в 1971 году. В этом доме была его последняя квартира. Здесь написан роман «Братья Карамазовы».
Интерь...

5

Дом-музей Ф.М.Достоевского, Город Старая Русса Новгородская область
В доме воссозданы интерьеры шести мемориальных комнат, где представлена подлинная мебель ХIХ века, фотографии, документы, книги, вещи, принадлежавшие Фёдору Михайловичу и членам его семьи.
Здес...

Из них только музеи в Омске и Санкт-Петербурге имеют свои сайты, все остальные – только информационные странички на сайте «Музеи России». При этом омский и петербургский музей не предоставляют никакой информации, которая могла бы быть применена в процессе изучения курса литературы или литературного краеведения, - на сайте представлены информация о месте нахождения музея, программа на год, список коллекций, несколько изображений с общими планами экспозиций или экспонатов.

Разумеется, говорить в такой ситуации о достаточности информационных ресурсов не приходится – музеи не занимаются расширением музейного пространства за счет применения информационных технологий. При этом все школы испытывают острую необходимость в качественных информационных медиаресурсах. Творчество омских писателей на сайте музея не представлено совсем – только список коллекций.

Но если Достоевскому посвящены достаточно информативные сайты частных лиц и немузейных организаций, то о творчестве омских и сибирских писателей информации совсем мало, можно сказать, ее просто нет – представлены общие сведения или даже и их нет. Единственный, о ком написано достаточно подробно – Николай Михайлович Ядринцев ( Все о Барнауле. Ядринцев. http://irbis.asu.ru/docs/altai/literature/jadrin/jadrin.html).

В Омске нашелся только один источник информации – сайт ОмГУ, страница В.Н. Хомякова, где приведена его книга «Сибирская Ипокрена. Литературные портреты омских писателей» (Омск, 2003 http://www.univer.omsk.su/pages/ipokrena/index.html) Но книга эта изобилует многочисленными ошибками и неточностями.[1]

Здесь возникает традиционный русский вопрос: что делать? А ответ давно есть: объединяться организационно, методически, ресурсно и создавать новое информационное пространство. И средства для этого можно найти: существует, например, грант Российского государственного гуманитарного фонда на создание информационных ресурсов, гранты губернатора и т.д. Инициатором и главным организатором этой работы, конечно, должен быть литературный музей им. Ф.М. Достоевского, поскольку именно там сосредоточены основные материалы и коллекции.

Примечания:

1. См. Ю. Зародова, В. Вайнерман. Энциклопедия плагиата и ошибок. // Складчина, Омск

ХРЕСТОМАТИЯ «ЛИТЕРАТУРА ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ»: ПРИНЦИПЫ ОТБОРА И ВНЕДРЕНИЯ МЕСТНОГО ЛИТЕРАТВРНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНЫЙ КУРС

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ХРЕСТОМАТИЯ «ЛИТЕРАТУРА ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ»: ПРИНЦИПЫ ОТБОРА И ВНЕДРЕНИЯ МЕСТНОГО ЛИТЕРАТВРНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНЫЙ КУРС" - Т.Н. Скок - старший преподаватель кафедры массовой информации и коммуникации филологического факультета Омского государственного педагогического университета.  

Хрестоматия «Литература Омского Прииртышья», макет которой выпущен в августе 2007 года при поддержке Минобразования Омской области, призвана познакомить педагогов и учащихся с лучшими произведениями тех поэтов и писателей, чье творчество связано с Омской землей и позволяет более полно представить жизнь, быт и нравы жителей нашего региона.

Хрестоматия состоит из двух частей. Первая предназначена для обучающихся основной школы (5-9 кл.), вторая - для старшеклассников (10-11 кл.). В хрестоматии размещены дидактические единицы (поэтические и прозаические произведения), сориентированные на Примерную программу Стандарта по литературе и соотнесенные с ведущими проблемами учебного года в каждом классе основной и средней (полной) общей школы.

Составители хрестоматии: Зародова Ю.П., главный хранитель фондов Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского; Вайнерман В.С., заслуженный работник культуры РФ, член Союза российских писателей; Литвинова О.А., младший научный сотрудник Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского и Скок Т.Н., старший преподаватель кафедры уманитарного образования ГОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Рецензент – кандидат филологических наук, доцент Гладкова И.Б., заместитель директора по научно-методической работе ГОУ «Региональный инновационный центр».

Курс «Литература Омского Прииртышья» входит в состав блока «Культура Омского Прииртышья» и призван развивать у учащихся целостное восприятие региона как многонационального и поликультурного пространства. В современных условиях, когда назрела особая необходимость в активизации гражданственности и патриотизма школьников, литературное краеведение, воздействуя на эстетические, эмоциональные и интеллектуальные стороны личности ребенка, становится особенно актуальным.

Осознание значимости культурно-исторического наследия региона школьниками во многом будет определять их отношение к родному городу, области, краю. Понятие «малая Родина» наполнится и станет более конкретным, осязаемым, зримым, если в процессе обучения учащиеся смогут соотнести произведения мировой и отечественной литературы с лучшими образцами литературы региона.

Курс «Литература Омского Прииртышья» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с учетом регионального компонента по литературе и дает примерное распределение интегративных тем с учетом внутрипредметных связей.

Цель курса- формирование у учащихся целостного восприятия литературы родного края как части отечественной и мировой художественной литературы и важной составляющей культуры региона. При этом задачи курса «Литература Омского Приирышья» следующие:

• познакомить учащихся с лучшими образцами художественной, публицистической и критической литературы региона;

• представить роль, место и значение литературы региона в национальном и мировом литературном процессе;

• преодолеть дискретное, «клиповое» восприятие учащимися литературы путем обращения к вечным нравственным темам, отраженным в различных по времени написания произведениях лучших мировых, отечественных и местных авторов.

Нами рассмотрены основные программы по литературе, используемые современной школой, в частности, те, которые наиболее активно используются учителями Омской области. Это программы В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой и Примерная программа Стандарта по литературе. Нами соотнесены ведущие проблемы учебного года в каждом классе основной и средней (полной) общеобразовательной школы, рассматриваемые в названных программах. Кроме того, выстроены параллели между темами данных программ и соотносящейся с ними краеведческой тематикой. При разработке регионального компонента курса «Литература Омского Прииртышья» ведущими сотрудниками Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского (тогдашним директором музея Вайнерманом В.С. и главным хранителем Зародовой Ю.П.) были переработаны и значительно дополнены подборки текстов для хрестоматии с учетом текстов, представленных в программе «Литература родного края» (ред. Соломатин Ю., Омск) и библиографических списках региональной литературы для школьников (сост. к.ф.н. И.Б. Гладкова).

В указанных выше программах оговаривается «создание условий для реализации принципа вариативности», который находит выражение в том числе и в «предоставлении права привлекать для чтения и изучения художественные произведения регионального компонента литературного образования (до 10% учебного времени)». Из-за ограниченного количества часов, отведенных на изучение художественных произведений (особенно в старшей школе), внедрение регионального компонента (РК) по литературе целесообразнее проводить интегративно, т.е. при изучении на уроке какой-либо темы, имеющей отношение к литературе края, необходимо посвятить РК часть времени от урока, либо выделить отдельный урок по произведениям РК. Учитывая, что региональный компонент составляет 10% от общего количества учебного времени, отведенного на предмет, таких уроков в 5-8 классах должно быть 6-7 в течение года, в 9-11 классах – 10-13. Целесообразность интегративного введения РК по литературе объясняется еще и тем, что при такой подаче материала учителю легче будет реализовать цель регионального компонента курса «Литература Омского Прииртышья».

Учитывая, что в 5-6 классах ведущими проблемами учебного года являются внимание к герою и сюжету художественного произведения, а также к его структуре, следует уделить внимание специфике героев и сюжетов произведений регионального устного народного творчества (загадок, пословиц, сказок Омской области) и «Сибирских летописей». Хорошим подспорьем учителю в выборе материала для урока будут служить приведенные в хрестоматии отрывки из книги Б. Гвоздева «Город на Двуречье».

Тема «Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе» может сопровождаться изучением и заучиванием наизусть стихотворных произведений омских авторов – Т. Белозерова, В. Макарова, В. Новикова.

В 7-8 классах ведущей проблемой учебного года становится прослеживание связи литературных текстов и исторической эпохи, а также анализ и интерпретация текстов и основанная на этом способность учащихся формулировать и аргументировать личностную позицию. Кроме того, даются основы психологического анализа текста, его нравственно-философской проблематики, родо-жанровой специфики. Эти проблемы рассматриваются при изучении основных текстов, предусмотренных Примерной программой Стандарта по литературе и при изучении летописей, освещающих историческое прошлое региона. На примерах разных по жанру и проблематике произведений И. Егорова, В. Чешегорова, Р. Удалова, И. Петрова, М. Шангина изучается авторское мировоззрение и отношение к проблемам региона, вырабатывается собственная позиция учащихся по отношению к проблемам, затронутым в произведениях.

9-й класс ведущей проблемой учебного года предусматривает системное изучение историко-литературного курса и освоение знаний о литературных направлениях. С целью преодоления дискретного восприятия литературы необходимо сформировать у учащихся представление о литературе как о процессе, поэтому основным направлением изучения регионального компонента в 9 классе является вписанность литературы края в историко-литературные направления. Романтическая поэзия и проза Сибири первой трети девятнадцатого века изучаются на материале произведений П. Ершова; черты реализма в сибирской поэзии второй половины девятнадцатого века изучаются на материале текстов Н. Ядринцева; при изучении русской поэзии рубежа 19-20 веков рассматривается творчество П. Драверта и Г.Вяткина.

В 10-11 классах продолжается систематизация представлений учащихся об историческом развитии литературы. При этом больший акцент делается на работу с текстом, что позволяет развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся. Региональный компонент литературы ХХ века представлен многочисленными текстами, поэтому учителю предоставляется возможность выбора стихотворных и прозаических текстов омских авторов при изучении всех важных тем цикла литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Так, в 10-м классе учащимся предлагаются не только отрывки из «Записок из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского, но и выдержки из книги известного омского литературоведа В.С. Вайнермана «Поручаю себя Вашей доброй памяти» (Достоевский и Сибирь)».

Литературные направления начала ХХ века (символизм, футуризм) можно будет представить более полно, если сопоставить классические тексты этого периода, представленные в школьной программе, с художественными произведениями Г. Вяткина, П. Драверта, А. Сорокина, Л. Мартынова и др.

Литература 30-40-х годов, военного и послевоенного времени, художественные тексты периода «оттепели», современная русская литература могут изучаться при постоянном обращении к многочисленным лучшим образцам литературы региональной. Это, без сомнения, не только расширит литературный кругозор учащихся, но и, при грамотном руководстве, позволит сформировать у них навыки исследовательского труда.

Хрестоматия «Литература Омского Прииртышья» позволит учителю реализовать принципы интегрированного преподавания литературы с опорой на региональный компонент, что будет способствовать выработке целостного и более заинтересованного восприятия литературы современными школьниками.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ И ПОСЕТИТЕЛЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ И ПОСЕТИТЕЛЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ" - Н.М. Савченко - учитель русского языка и литературы школы № 25.

Всем нам хорошо известно мнение Д.С. Лихачева о том, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».

Краеведение как направление в науке существует в России с 1914 года. Становление этого направления связано со многими славными именами, однако для обобщения интересов Сибири никто не сделал больше Николая Михайловича Ядринцева. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях («Литературное наследство Сибири», Новосибирск, 1974, т.7) Г.Н. Потанин: «…никто до Ядринцева не обобщал интересов Сибири. Любовь к ней складывалась, она воодушевляла писателей Сибири, но сибирской интеллигенции не было указано целей, которые объединили бы ее от края до края в практической деятельности. Первый, кто это сделал, был Ядринцев. Он указал 2-3 задачи, в решении которых была заинтересована вся Сибирь, а не какая-нибудь часть ее».

Об актуальности краеведения в литературоведении сказано многими и многое. Вот как об этом писал академик Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Кроме того, краеведение «учит людей не только любить свои родные места, но и многое знать о них».

В этом вопросе совершенно особое место у литературного музея. Исходя из значения самого слова «образование» нам представляется, что в процессе обучения, воспитания личность приобретает несколько иной образ, происходит приращение, как бы вырастание нового образа, при этом гуманистическая сущность прекрасного очищает и возвышает человеческую душу. Разумеется, этот процесс не является механическим, не должен быть таковым во всяком случае. Здесь особенно очевидна неадекватность голой эрудиции истинной человеческой культуре.

С конца 1980-х годов формируется новая, коммуникативная модель музея. Впервые коммуникативный подход к музею был сформулирован в зарубежном музееведении в работах канадского ученого Дж. Камерона. Образовательная модель, основанная на коммуникационном подходе, затронула основу взаимоотношения музея с его аудиторией, привнеся в них, в эти взаимоотношения, несомненную новизну. Изменилось представление о сущности музейно-образовательного процесса. Наиболее точно и емко это представление описано М.Б. Гнедовским, в работах которого последовательно раскрывается суть нового подхода. «Сверхзадача» музея по отношению к аудитории определяется исследователем на основе аксиологической концепции (в терминах актуализации ценностей), которая противопоставляется господствовавшей ранее информативной модели образовательной деятельности музея: «Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школы, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации, - опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности. Не знание истории, культуры как совокупности умозрительных истин и сведений, но отношение к ним, личное отношение – вот что призван формировать музей…». Поэтому музей «сообщает знания» лишь по необходимости, лишь по той причине, что неведение (не хотелось бы говорить о невежестве) не может служить основой ценностного переживания.

Такой подход к содержанию образовательной деятельности музея заставляет пересмотреть сложившееся в рамках его информативной модели представление об отношениях музея и его аудитории, поскольку личностная позиция посетителя возникает лишь в том случае, когда с самого начала он (посетитель) - «субъект» музейно-образовательной деятельности, носитель определенных культурных установок (эти установки обусловливают его восприятие), имеющий свои интересы и склонности и обладающий правом самостоятельного отбора информации. Это требует признания осмысленности посетительского восприятия даже в том случае, если оно не совпадает с восприятием профессионала, заставляет дополнить представление об однонаправленном воздействии музея на аудиторию представлением об их взаимодействии, диалоге, что, собственно, и составляет суть педагогики.

Образовательное назначение музея, который и сам-то возник из потребности людей наделять ценностным смыслом определенные предметы и явления, заключается в формировании ценностного отношения к культурному наследию. Это осуществляется в специфической форме – символическом акте «встречи» прошлого и настоящего, в диалоге музея и посетителя, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного. Именно поэтому в новой образовательной концепции так велика роль апелляции к внутреннему миру человека, чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению.

Огромный потенциал воздействия заключен в экспозиции литературного музея, где посетитель соприкасается с тайной, где он имеет редкую возможность подняться до общения с гением, когда авторская мысль станет близкой, своей.

Восприятие музейного предмета в стенах литературного музея совершенно особенное: посетитель судит о нем иначе, чем только о произведении искусства. Оценка его многообразнее, а внимание, которое он привлекает, имеет иную направленность, чем в музее другого профиля. Например, знакомство с портретом в художественном музее начинается с его автора, а в литературном музее интерес определяется личностью портретируемого. Закономерно возникает ряд вопросов: почему этот портрет здесь представлен, как он связан с определенным литературно-историческим периодом, с судьбой писателя, с замыслом его произведения? Так возникает момент документальности при восприятии литературной экспозиции. Подлинник, подлинное всегда вызывает неизменный интерес. В тот миг, когда мы видим простую ручку, листок письма, книгу, эти предметы перестают быть простыми – это уже не мертвые вещи, они оживают, к ним прикасался человек (писатель, поэт, критик, исследователь), столько сделавший для нас, написавший о нас самих, людях, такое, что позволяет нам стать лучше, лучше познать свои возможности.

Таким образом, мы подошли к самому, пожалуй, главному – к воспитанию личности. Всем известна точка зрения на данную проблему Льва Николаевича Толстого: «В воспитании … есть одна ошибка: хотят воспитывать разумом … и воспитывают один разум, а все остальное, то есть главное, идет как оно хочет». (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 тт. – М., 1954, Т.61 – С.122)

Вот чтобы «…все остальное, т.е. главное» не шло, «как оно хочет», необходимо взаимодействие среднего общеобразовательного учреждения и литературного музея.

Как правило, музей со своими экспозициями всегда предстает как некий культурный текст (знаковый, вербальный), требующий прочтения, сопровождаемый комментариями. Представляя посетителю те или иные материалы, вводя их в символическую реальность, музей совершает в своей практической работе переход от слова (описания) к событию и при этом превращает человека, пришедшего в музей, в непосредственного и заинтересованного участника этого события. Ныне именно в музее разворачивается образовательный процесс, происходит сближение функций ранее разрозненных компонентов культуры, поскольку музей становится и театром, и библиотекой, и школой. Традиционная музейная среда бытования материальных предметов и произведений искусства превращается в содержательно наполненное пространство, в котором посетителю предоставляется возможность обретения разнообразных впечатлений.

Если эти впечатления не просто наполняют, но вовлекают пришедшего в музей в работу своеобразного архива человеческой памяти (таков, на наш взгляд, музей, особенно в аспекте родиноведения, как называют иногда краеведение), то именно в этом случае и осуществляется приобщение к культурному наследию.

Иными словами, при взаимодействии педагога и музейных работников, в данном случае литературного музея, наиболее успешен процесс обретения человеком своего образа (обновленного), процесс, который, и это подчеркивают специалисты, во многом носит стихийный характер и возможен в различных формах.

Резюмируя изложенное выше, сделаем некоторые выводы: в литературном музее посетитель:

- чувствует свою сопричастность культуре (как общечеловеческой, так и «родного» места) и возможность диалога с ней;
- получает редчайшую возможность извлекать знания, опираясь на первоисточник, не верить «на слово»;
- ощущает способность к расширению чувственно-эмоционального опыта, ценностному переживанию, эстетической реакции.

А что дает литературный музей педагогу? Литературный музей позволяет педагогу вместе с его воспитанниками приобщиться к литературе, в первую очередь, Сибири, говоря словами М. Азадовского, рассмотреть ее как «участок общерусской литературы, отображающей на краевом материале общий путь развития литературы и происходящие в ней процессы».