Omsk state Dostoyevsky literature museum

МУЗЕЙНЫЙ ФОНД КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС В КУРСЕ МХК И ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"МУЗЕЙНЫЙ ФОНД КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС В КУРСЕ МХК И ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ" - Е.А. Ланщикова - учитель русского языка и литературы школы № 25.

«Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала – рождалось с ним человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью», - писал Федор Михайлович Достоевский. Трудно не согласиться со словами великого писателя. Представим себе мир людей без искусства. Какой пустой и равнодушной ко всему окажется жизнь человека, лишенная искусства! Оно сопровождает человека на всех этапах его взросления: в детстве начинает звучать в душе юного человека колыбельными песнями, сказками, украшенными картинками из детских книг. В юношестве оно входит в душу подростка совсем по-иному: тихой, нежной поступью оно овладевает душой человека, формируя его нравственность, его культуру. «Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности», - писал Фридрих Шиллер.

Большое значение в формировании духовной культуры подрастающего поколения играют программы школьного курса: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, литература. Вместе с другими учебными предметами они формируют нравственную и эстетическую культуру учеников, стимулируют их познавательную деятельность, воспитывают, говоря словами Белинского, «дают направление сердцу и уму».

Развитие художественного восприятия может идти успешно, если постоянно тренировать и совершенствовать сенсорную сферу ученика, развивать зрение, повышая восприимчивость к форме, цвету, линии, звуку, слову. Поэтому школьные курсы МХК и литературы содержат большое количество заданий, направленных на умение не только «созерцать» произведение искусства, но и умение видеть в них главное, понять, прочувствовать взаимопроникновение эпох в мировых шедеврах, ибо, по словам Вольтера, «истинное и прекрасное одинаково во все времена и для всех народов».

Кроме этого, на уроках МХК и литературы учащиеся должны понять, что достижения прошлых эпох не исчезают бесследно, они продолжают жить и в современной культуре. Учащиеся должны увидеть единство многообразия существующих в мире культур и одновременно многообразие единства мировой культуры. Благодаря изучению этих дисциплин у ученика должно выработаться представление о том, что сегодня – это мост между вчера и завтра, между прошлым и будущим, и именно от них зависит, будет ли сохранено то, что мы получили в наследство.

Соприкосновение и знакомство с шедеврами мирового искусства помогает выработать критерии красоты и нравственные приоритеты учащихся, формирует понимание целей жизни и предназначения человека.

Таким образом, знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры в определенной системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество – обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры.

Трудная задача научить этому стоит перед школьным учителем. Но как бы хорошо ни разбирался сам преподаватель в проблемах художественной культуры, как бы он ни любил ее, ни его любовь к искусству, ни его знания не подлежат механической передаче и механическому усвоению. «Познать совершенство» возможно только путем собственного анализа, основанного на умении самостоятельно воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями. И большую помощь в организации такой работы может оказать музейный фонд.

Проведя первые уроки по МХК и пытаясь показать учащимся эволюцию и наследование традиций в изображении человека, проходящие сквозь века, разместив репродукции картин на доске в классе, я услышала реплики учеников: «Здорово, как в музее!» А какими были глаза учеников, рассматривающих эти произведения искусства! А с каким азартом на следующем уроке, уроке риторики, они доказывали друг другу свои точки зрения, почему полотна Рафаэля или Леонардо на протяжении веков остаются шедеврами мировой живописи.

В учебных программах по МХК и литературе указано, что часть уроков рекомендуется проводить внеаудиторно. А если бы этот урок (первый, вводный в курс!) провести в музее изобразительных искусств! Что бы учащиеся сказали тогда? Что бы они вынесли в своих сердцах, окунувшись в атмосферу самого искусства? Такие уроки помогут формированию у учащихся опыта общения с теми видами художественной деятельности, которые не могут быть полноценно восприняты в условиях аудиторного занятия. И большую помощь учителю в этом может оказать именно специализированный музей, основной задачей которого является собирание, хранение и популяризация произведений прошлого и настоящего, отражение основные этапы развития художественной культуры.

Еще недавно новые формы уроков: уроки–лекции, семинары, концерты стали повседневными в практике школы. Сегодня мы можем воспользоваться услугами литературного музея им. Ф.М. Достоевского, сотрудники которого проводят такие формы как в стенах музея, так и в стенах школ, читая выездные лекции. Такие занятия запоминаются ученикам не столько объемом информации, но возможностью прикоснуться «к старине», разглядывая экспонаты музейного фонда.

Региональный компонент программы по литературе в старших классах достаточно хорошо поддерживается лекциями и литературными композициями, проводимыми сотрудниками музея. А вот фольклорные темы, изучаемые в 5–8 классах, к сожалению, представлены слабо (всего одна тема). А между тем именно фольклор представлен в большем объеме, чем другие темы в программе литературного краеведения (5 класс – 2 темы из 4-х, 6 класс – 1 тема из 4, 7 класс – 3 из 4-х, 8 класс – 2 из 6-ти). Кроме этого данная тема интересна учащимся, вызывает у них живой интерес и дает возможность творческого самовыражения. Ведь не объем, не охват всевозможного материала станет смыслом изучения предмета, а освоение учащимися способов проникновения в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений.

Хотелось еще сказать о том, что школе необходимо сотрудничество и с театральными музеями. Тем, связанных с театральным прошлыми и настоящим Омска, тоже представлено достаточно много: 5 класс – 1 час, 8 класс – 4 часа, 9 класс – 2 часа, 10 класс – 5 часов, 11 класс – 1 час. К сожалению, достаточно сложно найти материал к этим урокам. Как хотелось бы, чтобы и театральный музей не забывал о школе!

Помимо творческих литературных встреч, лекций, литературных композиций продуктивными могли бы быть и творческие конкурсы, объявленные музеями, или творческие дни музеев, в которых могли бы принять участие и учащиеся, творчески одаренные. Продуктивными и интересными могли бы оказаться и конференции по творчеству писателей, художников с привлечением учащихся, их исследовательских работ, сочинений и т.д. Это очень важно! Ведь с течением времени что-то утрачивается; уходят, забываются старинные секреты волнующих изображение красок и форм. Но бережно хранится, живет и продолжается самое главное – творческое начало. Оно продолжается, развиваясь в работах новых поколений, выражающих чувство гордости богатством и яркостью истории нашей культуры.

Литература:

1. Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 11 класс. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2003.
2. Сквозь века. Вып. 1, М., «Знание», 1986.
3. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., Просвещение, 1992.
4. Энциклопедия мудрости. Авт.: Андриевская К. и др. Можайск, «Буколики», 2007.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ. Совместная деятельность музея и преподавателей литературы СПО" - З.В. Александрович - преподаватель Омского авиационного техникума имени Н.Е. Жуковского, заместитель руководителя методического объединения преподавателей литературы и русского языка среднего профессионального образования. 

Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания студентов. Воспитывать любовь к родному краю, помочь узнать его литературу, историю, таким образом влиять на рост духовной культуры молодежи – эту задачу решает методическое объединение преподавателей литературы среднего профессионального образования (СПО) в сотрудничестве с государственным литературным музеем имени Ф.М. Достоевского.

В течение многих лет сложились прочные традиции совместной деятельности по литературному краеведению. Многообразны формы работы музея со студенческой молодежью: встречи с писателями и краеведами, конкурсы и презентации, лекции и конференции, тематические выставки. Традиционными стали уроки, посвященные литературе края, проводимые в музее.

Большую помощь в проведении литературно-краеведческого ринга «Великая Отечественная война в судьбах омичей» оказали ее организаторам научные сотрудники музея Ю.П. Зародова и Т.Ю. Николаева, выступившие как консультанты. Для команд – участниц ринга они провели тематические экскурсии «Омские писатели на фронте и в тылу». Наибольший интерес у участников игры вызвал конкурс, связанный с литературой Омска военных лет. Материалы для конкурса предоставила главный хранитель фондов музея Ю.П. Зародова.

Событием стала проведенная в музее презентация книги «Сердца на взлете» о поэтах–омичах Н. Копыльцове, И. Ливертовском, Г. Суворове, погибших на фронтах Великой Отечественной (автор–составитель – заслуженный работник культуры России, директор Омского литаратурного музея имени Ф.М. Достоевского В.С. Вайнерман). С волнующим рассказом о Ливертовском выступили люди, близко знавшие поэта, его родственники. Подаренные музею подлинные документы – пожелтевшие фотографии, треугольники солдатских писем – создавали особый настрой. Такие встречи оставляют значительный след в памяти и сердце. Студенты пережили и осознали значение совершенного много лет назад молодыми поэтами подвига.

Краеведческие чтения «Моей земли лицо живое», литературно–краеведческие диалоги «Судьбы, связанные с Омском» методическое объединение организовало, полагаясь на хорошо отлаженные отношения с литературным музеем. Проходили эти мероприятия в зале музея и посвящены были творчеству наших земляков - поэтов, прозаиков, публицистов Г. Вяткина, П. Васильева, Т. Белозерова, Л. Мартынова, Я. и В. Озолиных, А. Сорокина, Ю. Сопова и других. Аудитория слушателей – литераторы, студенты, педагоги. В жюри – сотрудники музея.

Обращение студентов к творчеству поэтов и писателей разных поколений позволило проследить особенности литературного процесса почти на протяжении всего XX века. Работа, в которую вовлекались студенты, постепенно усложнялась. Благодаря целенаправленному руководству педагогов, сотрудников музея она становилась более самостоятельной. Авторы многих докладов работали в фондах музея, библиотеках и архивах, находили интересные документы, фотографии, вещественные доказательства. Так, высокую оценку жюри получил реферат студентки техникума легкой промышленности Л. Кудря «Поэты свинцового века: Ян и Вильям Озолины» (руководитель Яковлева В.М.). Литература по этой теме малодоступна и весьма незначительна. Автор работы отыскала не только имеющиеся публикации, но и работала с личными архивами поэтов в музее им. Ф.М. Достоевского, встречалась с близким другом В. Озолина – журналистом, литератором А.Э. Лейфером, от которого получила дополнительную информацию. Экземпляр работы принят в фонды литературного музея им. Достоевского.

Дипломами первой степени отмечены работы студентов, написанные с привлечением музейных материалов. Доклад студентов промышленно–экономического колледжа о творчестве Г. Вяткина (руководитель Безбородова Е.М.), работа студентки торгово–экономического колледжа Маламыжевой Е. о прозе А. Сорокина (руководитель Наумова А.А.), выступление студентов колледжа транспортного строительства о поэзии Т. Белозерова (руководитель Суворова В.А.), реферат студентов мясо-молочного техникума о творчестве В. Иванова (руководитель Щиткова В.Г.). Студентка авиационного техникума им. Н.Е. Жуковского Васенькова Е. выступила с докладом о творчестве самодеятельного черлакского поэта В.Р. Хомякова, открыв для себя поэтический талант человека, который жил рядом. Ее работа представлена в экспозиции черлакского краеведческого музея. Студенты колледжа торговли, экономики и сервиса (руководитель Путинцева Т.А.) отсняли видеофильм «П. Васильев в Омске и Казахстане», в котором отражена их поисковая работа.

Настоящим праздником стал краеведческий семинар «Здесь край мой!» о поэзии современного Омска. Эмоциональный настрой праздника был задан композицией–зарисовкой «Преемственность традиций Омской областной писательской организации на примере творчества Т.Четвериковой и Д. Саблина» в исполнении студентов колледжа торговли, экономики и сервиса (руководитель Коврижных И.В.). В концерте приняла участие большая группа студентов колледжей города. Были представлены содержательные стендовые доклады, среди которых выделялись красочные номера газеты «Слово» автотранспортного колледжа (руководитель Лисицкий Б.И.)

В гостях у студентов побывали А.Э. Лейфер, ответственный секретарь Омского отделения Союза российских писателей, В.С. Вайнерман, С.Е. Рудницкая – директор и научный сотрудник литературного музея им. Ф.М. Достоевского, поэты Т. Белова и Д. Саблин. Они познакомили участников семинара с большим и интересным миром поэзии. Такие встречи пробуждают интерес к литературным традициям малой родины.

На базе музея прошла областная научно–практическая конференция «Достоевский сегодня и всегда» образовательных учреждений СПО, посвященная 185–летию со дня рождения писателя. Открыла конференцию научный сотрудник С.Е. Рудницкая, рассказавшая об истории создания музея. Ряд студенческих работ был посвящен омскому периоду жизни Достоевского. Доклад студентки торгово–экономического колледжа Райц Е. о произведениях Достоевского на сцене омских театров был интересен постановкой самой проблемы. Обращение к архивным материалам сделало содержательной работу студентки Омского авиационного техникума им. Н.Е. Жуковского Аркадьевой Т. «Новые материалы о Достоевском в фондах Омского литературного музея». Актеры Домашнего театра музыкального училища им. Шебалина представили присутствующим фрагмент спектакля по произведению Достоевского «Преступление и наказание». Работа конференции освещалась журналистами газеты «Омская правда».

Опыт подобной работы ценен тем, что через литературное краеведение педагоги, сотрудники музея ведут студентов к глубокой и осознанной любви к малой Родине, без чего нет любви к Отечеству.

ОБЗОР ЛИЧНОГО АРХИВА Т.М. БЕЛОЗЕРОВА В ФОНДАХ ОМСКОГО ГОСУДАРСВТЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ОБЗОР ЛИЧНОГО АРХИВА Т.М. БЕЛОЗЕРОВА В ФОНДАХ ОМСКОГО ГОСУДАРСВТЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО" - С.Е. Рудницкая - главный хранитель фондов Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского.  

Более тридцати лет посвятил омской литературе писатель Тимофей Максимович Белозеров, но имя его знакомо не только омичам. Его известность перешагнула границы Омской области. Его книги издавались и издаются не только в нашем городе, но и в Москве, Киеве, Новосибирске, Свердловске, Барнауле. Произведения Т. Белозерова и в настоящее время публикуются в известных детских журналах и сборниках, учебниках по чтению для начальной школы.

Тимофей Максимович Белозеров родился 23 декабря 1929 года в деревне Камыши Куртамышского района Курганской области в большой крестьянской семье. Рано умерла его мать, Арина Трифоновна. Отец, Максим Павлович, уехал с семьей на Алтай.

В городах Лениногорске и Усть-Каменогорске прошло детство будущего поэта. В годы Великой Отечественной войны он вместе с отцом переехал в Омскую область. В селе Старо-Карасук закончил семилетнюю школу. Рано начал самостоятельную жизнь: работал столяром, учеником художника, рабочим по очистке железнодорожных путей, заготовителем по найму. С 1948 по 1952 годы учился в Омском речном училище, а по окончании работал мастером на судоремонтном заводе в Барнауле. В свободное от работы время писал стихи, первая публикация состоялась в журнале «Алтай» в 1953 году.

В 1954 году переехал в Омск, работал в литейном цехе судоремонтного завода, на радиозаводе имени Попова. В это время публиковался в сибирских газетах, журналах и сборниках «Сибирские огни», «Литературный Омск», «По зову сердца», «Сибирские просторы», «Юный сибиряк». Первая книга поэта «На нашей реке» вышла в 1957 году в Омском книжном издательстве, иллюстрировал ее К.П. Белов. В этом же году поэт подал документы в Литературный институт, а за год до его окончания был принят в Союз писателей СССР.

С 1968 года находился на творческой работе: был членом бюро писательской организации, членом правления общества «Знание» и общества книголюбов, долгие годы был литературным консультантом в редакции газеты «Омская правда». Продолжал работать до последних дней жизни. Умер Т.М. Белозеров 15 февраля 1986 года.

На сегодняшний день вышло в свет 78 книг поэта общим тиражом около 19 млн. экземпляров, 56 из них являются прижизненными.

В Омском Государственном литературном музее имени Ф.М. Достоевского хранится архив поэта (ОЛМ-22, ОЛМ-135, ОЛМ-144, ОЛМ-306, ОЛМ-425, ОЛМ-554, ВОЛМ-10, ВОЛМ-45, ВОЛМ-49). Частично архив формировался при жизни Т. Белозерова, но большая часть была передана его вдовой Верой Ильиничной Белозеровой. Архив насчитывает 1114 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фонда, его хронологические рамки: 1939-2006 годы. Архив представлен письменными, изобразительными, вещественными, фоно- и видеоисточниками.

В ряду письменных источников – книги поэта, прижизненные и посмертные.

В архиве представлены журналы с публикациями поэта: «Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Кругозор», «Сибирские огни», «Земля сибирская, дальневосточная». В их ряду журналы на украинском языке «Малятко», «Барвинок» и на итальянском языке - «Миша».

О том, что стихи Белозерова печатались в одних изданиях с произведениями известных детских поэтов, указывают сборники, вышедшие в Москве в 1970-80-е годы: «Родина моя», «Праздник твой и мой», «Круглый год». В учебном пособии «Детская литература (М., 1985 г.) Т. Белозеров назван поэтом сибирской природы: «…стихотворения, …сказки, все проникнуто пониманием и знанием своего родного края».

В отдельную коллекцию выделены книги с автографами, подаренные Т. Белозерову в разные годы. В дарственных надписях, сделанных известными писателями и поэтами, выражено отношение к нему и его творчеству. Так, С. Баруздин пишет: «Тимофею Максимовичу Белозерову, стихи которого я давно знаю и люблю от всей души!».

Свою книгу «Складень» Е. Благинина подписала следующими словами: «Дорогому Тимофею Максимовичу с глубоким уважением и приязнью». Есть книга с дарственной надписью С. Михалкова, но большее количество книг подписано сибирскими авторами. Так, В. Полторакин пишет: «Тиме Белозерову, пишущему для детей, которого читать интересно и взрослому». И. Яган назвал Т. Белозерова самым лучшим русским поэтом, а П. Карякин - классиком детской советской литературы.

Большую ценность для исследователей представляют рукописи и машинописные работы с многочисленной авторской правкой, указывающие на то, что он подолгу дорабатывал и переделывал свои произведения, тщательно работая над каждой строчкой, над каждым словом.

Поэт вел большую переписку – в его архиве письма из редакций журналов и издательств. Представлены письма от известных писателей С. Баруздина, Е. Благининой, Я. Акима, И. Токмаковой и других авторов. Иногда старшие братья по перу давали ему советы, так, Е. Благинина пишет: «Вы поэт медлительный, поэт раздумья и молчанья, и Вам нужно собрать книгу стихов с тем, чтобы издать ее во взрослом издательстве <…> этим я вовсе не хочу сказать, что не надо печатать детских стихов. Но мне кажется, что от Вас можно ожидать зрелой книги для взрослого читателя».

Много писем получал Т. Белозеров от юных читателей: одни благодарили за новые произведения, другие присылали на суд поэта свои стихи, рассказы, сказки. Некоторые из ребят узнавали в стихотворениях Т. Белозерова себя, своих друзей и знакомых, находили что-то близкое и родное. Так, восьмиклассник Миша Егорлыченко писал: «В январе этого года вы были у нас в городе Тюмени и по радио читали ваши стихи. Мне очень понравилось о «Пологрудово». В этом «Пологрудово, что стоит на берегу седого Иртыша, родился мой прадед Петр Петрович Егорлыченко. Я его правнук и папа мне рассказывал что он (прадед) со своими братьями и отцом рубил себе и соседям дома в лапу, выходит, что это стихотворение про него». [1]

Небольшую, но довольно интересную часть архива составляют рецензии и отзывы на произведения поэта. Среди рецензентов Е. Благинина, С. Баруздин, Я. Аким, А. Лядов, Е. Беленький. Эти материалы говорят о том, что стихи Т. Белозерова получили высокую оценку со стороны видных деятелей литературы.

Есть в архиве рецензии Т. Белозерова на произведения молодых авторов, иногда довольно строгие: «Написали вы много, вопросов подняли в своих стихах тоже много, а вот взять и довести до ума хотя бы одно стихотворение не сумели…»

Большой интерес представляет стенограмма обсуждения творчества Т. Белозерова. Как следует из содержания данного документа, обсуждение творчества поэта плавно перешло в дискуссию о том, только ли детский поэт Т. Белозеров?

Один из литературных учителей Т. Белозерова – поэт Н. Соколов утверждал, что «цикл для взрослых даже более серьезный, чем его первые детские стихи <…>. Овладев мастерством, он пришел к тому, что его стихи, написанные для детей, становятся и стихами для взрослых». [2]

Интересное мнение высказал Ю. Коринец: «Мне лично кажется, думается, другим тоже, пусть он будет поэтом детским, пишет для детей, он как раз может писать для детей на важные темы… Если хочет писать о взрослых, то пусть пишет. Мне кажется, что он сможет писать и стихи и прозу для взрослых».[3]

Агния Барто советовала Т. Белозерову: «Можно писать и для детей и для взрослых. Но там, где вы пишите для детей – пишите точно для детей, а там, где пишите для взрослых – пишите философски для взрослых». В заключении А. Барто отметила: «…в детскую литературу вошел еще один мастер детской литературы. Вошел человек своеобразный, умный, добрый поэт».[4]

Сам поэт считал, что его книги стоят на грани взрослого и детского, что с детьми нужно говорить серьезно.

В ряду документальных источников – дипломы писателя об окончании речного училища (1952г.) и литературного института имени А.М. Горького (1963 г.), членский билет Союза писателей СССР, удостоверения: литературного консультанта газеты «Омская правда» и редактора Омского комитета по радиовещанию и телевидению, творческая характеристика, автобиография, приглашения на съезды писателей в Москву, многочисленные командировочные удостоверения.

На протяжении ряда лет поэт вел литературный кружок во Дворце пионеров и школьников – в архиве сохранились тетради с детскими стихами и сказками, зачастую с его правкой.

Т. Белозеров неоднократно был отмечен наградами, об этом свидетельствуют Дипломы 1-й степени: за книгу «Цветные голоса»; за текст стихотворения «Апрель», за текст песни «О сибирских ветрах».

Часть архива представлена фотодокументами разных лет, отражающими жизненный и творческий путь поэта.

В ряду изобразительных источников – оригиналы графических рисунков московских художников И. Калиты и Н. Короткина. Имеются в архиве детские рисунки к стихам и сказкам Т. Белозерова.

Сохранились личные вещи писателя. Среди них печатная машинка, настольная лампа, письменные принадлежности, очки, портфель, кресло.

Во время творческих встреч дети часто дарили поэту сувениры, сделанные своими руками. В архиве можно увидеть большой декоративный карандаш, шкатулку из дерева, панно с изображением Лесного Плакунчика.

Фоно- и видеоматериалы представлены грампластинкой фирмы «Мелодия» с записью сказки «Лесной плакунчик» и видеокассетой с записью выступления Т. Белозерова. На основе архивных материалов сотрудники музея разработали выездную выставку «Страна Белозерия», и уже на протяжении семи лет по ней проводятся экскурсии в омских школах.

В целом материалы архива Т.М. Белозерова достаточно полно отражают его жизненный и творческий путь и представляют большой интерес для исследования, что актуально, так как в публикациях нередко допускаются ошибки в биографии поэта.

Примечания:

1. Фонды Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского (ОГЛМД), ОЛМ 135/148.
2. Фонды ОГЛМД, ОЛМ 135/137. С. 42а.
3. Там же. С. 15.
4. Там же. С. 33.

КОЛЛЕКЦИЯ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ МИХАИЛА ИГНАТЬЕВИЧА РАССКАЗОВА В ФОНДАХ ОГИК МУЗЕЯ

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"КОЛЛЕКЦИЯ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ МИХАИЛА ИГНАТЬЕВИЧА РАССКАЗОВА В ФОНДАХ ОГИК МУЗЕЯ" - Т.М. Назарцева - заместитель директора по научной работе Омского историко-краеведческого музея.

В фондах Омского государственного историко-краеведческого музея сформировано несколько коллекций личного происхождения омских писателей. Один из них – фонд Михаила Игнатьевича Рассказова, писавшего на деревенские темы, посвятившего свое творчество жителям сибирской деревни середины ХХ в.

Родился М.И. Рассказов 25 сентября 1919 года в селе Фирстово Большеуковского (Рыбинского) района Омской области. Умер 8 февраля 1974 года на 55-м году жизни, покоится на местном кладбище. Таким образом, вся его жизнь, кроме службы в армии, прошла в родном селе, жители которого и стали прототипами его литературных героев.

Послужной список писателя-деревенщика разнообразен: до Великой Отечественной войны работал сторожем нефтебазы на пристани. Стоял у истоков организации машинотракторных станций в Рыбинском районе Омской области - в 1936-1939 годах работал секретарем Фирстовской МТС. Подбирал кадры, направлял их на обучение.

В 1939 году был призван на службу в ряды Красной Армии и направлен на учебу в политшколу, по окончании которой служил до 1943 г. в Приморском округе. В 1943 году в звании старшины 309-го зенитного артиллерийского полка отбыл на фронт. Полк принимал участие во многих военных сражениях. Во время проведения Ялтинской конференции глав правительств: СССР, США, Англии (февраль 1945 года) участвовал в охране Ливадийского дворца.

После мобилизации в 1945 году вернулся в Фирстово, начал работать инспектором по кадрам, затем был переведен на должность экономиста-плановика. В конце 1950-х годов его избирают секретарем партийной организации колхоза «Память Ильича» Большеуковского района Омской области. Более десяти лет с 1961 года и до своей преждевременной кончины в 1974 году работал председателем Фирстовского сельского совета, занимался проблемами своих односельчан.

Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» (1945 г.), «За освоение целинных и залежных земель (1956 г.), «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (1965г.)

Первая повесть «Всего триста дней» вышла в 1968 году в Западно-Сибирском книжном издательстве. В личном фонде среди творческих документов имеется издательский договор на подготовку рукописи этого издания. Все последующие произведения издавались уже после смерти автора. Роман «Страницы жизни» был опубликован в 1976 г. Полная рукопись этого произведения хранится в фонде писателя. Занимаясь повседневной работой, Михаил Игнатьевич делал наброски, записывал диалоги, меткие выражения. Среди рукописей хранятся такие записки в рабочем блокноте.

Переписка представлена письмами омского писателя Леонида Иванова и новосибирского поэта Юрия Мосткова. Среди фотографий интересен снимок, сделанный 9 мая 1945 года, на которой М.И. Рассказов запечатлен с однополчанином. Особую значимость имеют снимки писателя с прототипами своих героев - жителями с. Фирстово, которых он описал в повести «Всего триста дней».

Личный фонд передан в музей женой писателя Д.И. Рассказовой в 1997 году, включает 20 единиц хранения 1945 - 1973 годов.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ХАНТОВ И МАНСИ

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"СИСТЕМА ОБРАЗОВ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ХАНТОВ И МАНСИ" - Э. Хаврушина - студентка второго курса Омского авиационного техникума им. Н.Е. Жуковского.

В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования национального характера. Задумываясь над этими вопросами, я обратилась к фольклору северных народов. Моя родина - г. Когалым Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа. Знакомство с фольклором хантов и манси помогло мне расширить представление об окружающем мире, проникнуть в загадочные души этих народностей, научиться трепетно относиться к их уникальной культуре.

Основная цель исследования - попытаться классифицировать систему образов в устном народном творчестве коренных жителей Севера.

Ханты и манси - народы угорской языковой подгруппы. Их языки относятся к младописьменным.

Я беседовала с коренными жителями края о поверьях, обрядах, обычаях, самом укладе их жизни. Пыталась выяснить, каково отношение взрослых хантов к фольклорным произведениям, каким героям, образам отдают они предпочтение. Встречалась я и с Фиактистой Ивановной Смирновой, автором книги «Чтение» для хантыйских школ, вышедшей в 2002 году. В ходе работы я пользовалась такими исследовательскими методами, как устный опрос, интервью. Исследуя фольклорные источники, изучая научную литературу, я пришла к следующим выводам:

1 .Фольклор хантов и манси связан с системой верований, с потребностями людей, с их повседневной жизнью.

2. В устном народном творчестве хантов и манси наблюдается взаимодействие пяти сфер. Это человек, мир духов, стихии природы, животный и растительный мир. Главным связующим звеном всех пяти сфер является человек.

У хантов и манси одним из главных механизмов существования культуры является ориентация на образ идеального, совершенного человека. Многочисленны и разнообразны модели совершенной личности: «Добрый молодец», «Храбрый джигит», «Золотые руки» и т.д. У народов Севера идеал человека выражается через Ворнэ - добрую лесную богиню, воплощающую в себе лучшие человеческие качества. В сказках хантов и манси постоянно подчеркивается, что совершенный человек талантлив, добр и справедлив, он бесстрашно борется со злом и побеждает его даже ценой своей гибели. Среди достоинств совершенного человека центральное место занимает трудолюбие, трудовая сноровка. Честь человека, утверждают хантыйские и мансийские сказки, в умении и желании трудиться для людей, и тогда люди тебя признают, назовут мастером. Так признали люди Мыколку из сказки «Мыколкина Кямка»: «День красен солнцем, а Человек - трудом и добром, - тихо проговорил Мыколка. - Волка ноги кормят. Человека - руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут» или «Так Мыколка нашел в своем деле добро, которое обещала ему Кулнэ - Женщина Рыба».

Именно в связи с трудовыми умениями хантов и манси возникает мысль о том, что совершенным человеком не рождаются, а становятся. У хантов и манси, как и у других народов Севера, присутствует своя система эстетического воспитания, связанная с трудом. В одной из сказок говорится: «Бабушка Таисья и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками, кому красный лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки - узоры».

О содержании сказок северян, об их воспитательной функции можно судить по названиям: «Каждый другом силен», «Умный Сойтын», «Смельчак Ядури», «Храбрый Нядыга», «Жадный Глухарь», «Гордый олень», «Хитрая лиса». Уроки, которые преподносят сказки коренных жителей, воистину неоценимы:

1) Будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое.
2) Чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями.
3) Не совершай дурных поступков.

«Пословица - цвет народного ума», - считал В.И. Даль. В них ханты и манси отразили моральный облик рыбаков, охотников, оленеводов. «Легким трудом не проживешь, человеком не станешь», «От крика дело не делается», «За ленивое дитя сердце больше болит».

Пословицы мудры, употребляются умно, умело. В загадках и народных песнях тоже не обходится без образа человека:

Ты - глаза мои и сердце,
Ты - печаль моя и счастье,
Ты учила сына с детства,
Чтобы жил он с сердцем настежь.

Особое значение в произведениях хантов и манси приобретают взаимоотношения человека и природы. Поклонение природе - характерная черта их культуры. Например, «Большая зима» начинается для этих народностей в ноябре. Её наступление отмечается на нижней Оби особым ритуалом. В священной роще зажигаются опознавательные огни, к которым прибывают участники обряда. В жертву духам Торум Ази (Небу), Калтащ Ими (Земле), Хынь Ике (Подземелью) приносят семь молодых оленей. После чего происходит совет старейшин. Лес для народов Севера священный. Ханты считают, что «…дерево встречает человека и провожает в неземной мир. Оно встречает человека в висьякле - маленьком доме, берестяная малька - апа - покачивает его, пока он ползает и ест слабее птенца, оно спасает его юртой - избой из вековых лиственниц. Деревья - друзья, деревья - пища, деревья - красота, деревья - вчера и сегодня, деревья - много зим наперёд». Так говорится в одной из сказок.

Хантами и манси обожествляются некоторые растения (старые, искорёженные или такие, у которых несколько верхушек). Они предполагают, что там находится прибежище бога, а чаще рассматривают само дерево как божество. Такие обжитые духами места называются у народов севера «святым колдовским местом». В старой мансийской сказке говорится: «Там, где лес особенно темный и густой, находится дом доброй лесной женщины Миснэ. Там стройные лиственницы уходят за облака, плечистые кедры обнимают землю так, что не видно неба. Миснэ, воплощение добра и чистоты, помогла людям в голодное время поймать много-много рыбы».

Пусть ни солнца, ни лучей,
Воет вьюга злая,
А у Миснэ из очей
Льётся ласка мая.

Среди всех видов деревьев у хантов и манси особым почитанием пользуется лиственница. Например, в сказке «Мыколкина Кямка» рассказывается о хромом мальчике, которого сглазила лесная колдунья, а лиственница помогла ему: «Недалеко от их дома стояла огромная лиственница. Мать с сыном срубили её и накололи много длинных салин - жалин. Потом Мыколка сделал берестяной наколенник».

Встреча и общение главных героев с духами происходит в лесу. По описанию леса мы понимаем, что ожидает героя в дальнейшем - опасность и тревога или радость и спокойствие.

Чрезвычайно интересным в традиционной культуре хантов и манси является взаимодействие животного мира и людей. Из животных у них наибольшим почитанием пользуется медведь. Он именуется младшим братом человека и всех зверей. Образ медведя занимает значительное место в сказаниях, священных песнях, обрядах. Вот одно из преданий. Во владениях каждого сообщества существует ничья земля - угодья духов. Это самые обильные птицей и зверем участки тайги. Здесь нельзя ловить рыбу, собирать ягоды. Если зверь, преследуемый охотником, забегает туда, то погоня прекращается. По преданию, на одно из таких угодий забрёл охотник и убил двух лосей. Ночью к его костру явились поочередно медведь-мертвец и человек–покойник. Охотник, спасаясь «от гостей», всю ночь просидел на болоте, держа в руке горящую головню. Наутро убитые лоси встали и ушли в лес. Как и в этой поучительной истории, так и в других случаях природным мстителем выступает медведь. Так называемый культ медведя, особенно в форме медвежьего праздника, одна из ярких примет северной культуры.

Большая роль отводится в устном народном творчестве и собаке. У хантов и манси она элемент культурно-экологической системы. В народе постаревших собак не бросают и не убивают, а содержат наравне со всеми. У хантов бытует поверье, что собака берёт на себя несчастья и даже смерть хозяина.

Много добрых сказок, песен и загадок посвятили они этим животным. Вот примеры некоторых загадок:

1.Собой не птица, не поёт, если кто к хозяину идёт - она знать даёт.
2.Уши чуткие торчат, хвост взлохмаченный крючком, у двери она лежит, зайки домик сторожит.

Самобытная традиция связана с культом очеловечивания лягушки, которая называлась «между кочек живущей женщиной». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды. По рассказам хантов, молодой мужчина мог «присушить» понравившуюся ему женщину. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, держали перед рожавшей женщиной для того, чтобы обеспечить новорождённому крепкое здоровье и долгую жизнь. У хантов существует запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадок.

Но самые лучшие сказки и песни, лучшие поверья и сказания - об оленях. Вся жизнь северян связана с тундрой. Спасение для людей - олени. Олень воспет как нечто лучшее в мире, первые мольбы и моленья - к нему. Уже малые дети знают об олене очень много - вплоть до того, что различают 18 возрастных периодов в растущем оленёнке.

«Олень... Словно дерево ветвистое растёт на его голове. Глаза его смолистые, ласковые. Свет их тёплый и ясный. Они греют оленеводов в пургу. Дают ему крылья - и он летит на своей нарте, словно вьюга:

Голубого снега стрелы
Вьются под копытом белым.
«Вий-ю, вий-ю» - ветер злится,
«Вий-ю, вий-ю» - нарта мчится!»

«Там, где будут стучать копыта оленей, сказки новые зазвенят», - говорится в одном из поверий.

Фольклор хантов и манси - это словесный документ, отражающий историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии), это история и летопись народа. Своеобразие фольклора состоит в сочетании архаичности функционирования с изысканностью поэтического стиля и форм. Фольклор отразил духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи и силу.

В произведениях народов Севера предстаёт живая земля, которая неизмеримо старше любого человека, поселившегося на ней.

Нужны мне крылья да ещё дорога,
Которой нет и не было длинней.
Пусть бьётся в сердце радость и тревога.
Пускай звучит, как песня, скрип саней.
Пускай метель шаманит в исступленье,
Пускай заносит мной пробитый путь, -
Стучите в сердце мне копытами, олени,
Дыхание земли, в мою врывайся грудь