Omsk state Dostoyevsky literature museum

Максим Басок «БЕРЕСТЕНЬ»

Научная работа

Максим Басок «Б Е Р Е С Т Е Н Ь»
Хоровые сочинения на стихи Т.М.Белозерова

Под таким названием вышел клавир хоровых произведений на стихи замечательного российского поэта Тимофея Максимовича Белозерова.

Издательский проект был осуществлен совместно с Министерством культуры Омской области в рамках проведения Второго Белозеровского фестиваля. В него вошли хоровые сочинения на стихи Т.Белозерова.

Музыкальный редактор – Н.С. Якуничев. Вступительные статьи – Л.П. Малахевич, М.А. Баска.

Новая работа Максима Баска – восьмичастная кантата «Берестень» - создана на стихи известного омского поэта, ее содержание – своеобразная «ретроспектива» жизни и творческой судьбы. Здесь – и детство, с военными тяготами и лишениями, и, одновременно, формирование поэтическогоо взгляда на жизнь, и совместные праздники, связь с историей родного края, философские раздумья о сути жизни. И, конечно же, присущий любому крупному поэту - добрый взгляд на мир и бытие.

 

< вернуться назад

«Вы знаете, что в Омске жил король?» «Заборная выставка Антона Сорокина»

В день рождения города, 5 августа, Омский литературный музей им. Ф.М.Достоевского встречает своих гостей и посетителей не совсем обычно. На сей раз выставка юных омских художников – воспитанников гимназии № 85 будет развернута прямо под небом – в уютном дворике музея. И представит ее не кто иной, как сам…Антон Сорокин!

Да-да, тот самый – «король писателей» Антон Сорокин, как писал о нем его известный ученик и замечательный поэт Леонид Мартынов. Именно ему принадлежит эта крылатая, лаконичная и образно-емкая фраза, где Сорокин представлен как «Дон Кихот сибирской литературы», натура романтического склада, противоречивая, неугомонная, странная и страстная в своей эпатажности и, вместе с тем, исполненная благородных порывов не только взорвать сонность бытия обывателя, но в еще большей степени объединить вокруг себя молодые силы литературного Омска.
«… Я горжусь, что 25 лет работал в Сибири, стране, равной Америке, - говорил о себе писатель, - … Счастливый безумец, мечтатель Сорокин назваться посмел королем. Объявил свою милость человечеству. Юных призываю к себе…»

И вновь, как когда-то на заре века минувшего сам Сорокин, так ныне, в новом XXI явившись в облике художественно-обобщенном, Сорокин-персонаж представляет творчество самых юных – талантливых воспитанников омской гимназии № 85.
Гимназия эта особая, ведь именно здесь есть особый класс – художественный, есть свои мастерские живописи, рисунка, декоративно-прикладного искусства.

Эта театрализованная летняя выставка будет работать всего лишь один-единственный день (спешите видеть!), в предстоящее воскресенье. Ее экспозицию составили работы, навеянные встречами и знакомством юных художников с творчеством Ф.М.Достоевского, его персонажами из «Преступления и наказания» и «Записок из Мертвого дома». Эти своеобразные иллюстрации-размышления выполнены в разных видах графики: карандаш, тушь, сангина, пастель.

Представленные в Литературном музее работы воспитанников заведующей кафедрой изобразительного искусства гимназии № 85 Е.Ф.Алексеенко и педагога по литературе В.В.Приваловой – та часть коллекции музея, которая со всей очевидностью ярко и наглядно воплощает живую связь времен, где в сфокусированном пространстве настоящего пересекаются, встречаются и отражаются наше прошлое и будущее.

… А все-таки большой выдумщик был этот Сорокин, когда однажды каждому раздавал по 40 рублей и за это три часа (!) читал свои произведения. Из сотни чающих получить 40 рублей вознаграждены были трое. Зато реклама на весь город – и книжка разошлась нарасхват! Что и говорить, современным пиарщикам стоит поучиться.

Скажем по секрету: наш Сорокин-мистификатор тоже пряником и небольшими сюрпризами одарит. Ждем вас! Место встречи – Литературный музей. С 14 до 16 часов вас будет встречать «король лукавый – Антон Безумный» (или – просто «гений»), как любил именовать себя сам писатель – пожалуй, самый загадочный художник и памфлетист Омска столичной (читай, колчаковской) поры…

Лариса Малахевич//Новое обозрение, 1 августа 2007 г.

 

< вернуться назад

СОРОКИН FOREVER

Прошедшую в день города «Заборную выставку» Антона Сорокина старожилы литературного музея имени Достоевского назвали самой рекордной по числу посетителей и гостей. И дело вовсе не в пряниках, коими эпатажный дедушка отечественного пиара одаривал своих слушателей.
Удачно найденная научными сотрудниками форма работы с публикой и воплощенный актером «Пятого театра» Сергеем Зубенко образ «гения» привели к логическому финалу – народ требует «продолжения банкета». И он-таки состоится в сентябре. На сей раз дворик бывшего комендантского дома украсят работы студентов худграфа, а встречать гостей с холщовой сумкой наперевес, наполненной пряниками, будет все тот же неугомонной «Дон Кихот сибирской литературы».

Нынешним ремесленникам от рекламы есть чему поучиться у счетовода, «скромно» величавшего себя «светочем Сибири». «Сегодня в три часа пройдет здесь Антон Сорокин – мозг Сибири – и раздаст подарки», и любопытный обыватель с удивлением внимает чудаку, взгромоздившемуся на стремянку. В своих зажигательных монологах Сорокин-Зубенко был настолько убедителен, что одна экзальтированная дама не выдержала:

- Так вы живой, Антон Семенович?

- Живее всех живых! – нашелся актер и забросал толпу весьма актуальными лозунгами вроде:

«Пора плодить Тицианов, Ибсенов рожать!».

Лариса Малахевич, сменившая этим летом кресло зама по репертуару «Пятого театра» на место научного сотрудника музея, говорит, что призыв к демографическому взрыву звучал столь открыто, что на импровизированный митинг дважды заглядывал милицейский патруль. Одним словом, Сорокин бы оценил…

Музей не хочет терять однажды найденную живую форму общения с посетителями и предполагает сделать заборную выставку выездной, дабы и сельчане смогли познакомиться с творчеством земляка-оригинала.

А параллельно здесь идет подготовка к декабрьскому пилотному фестивалю «Белозеровские чтения». Основу нового музейного проекта составят не только доклады специалистов, занимающихся творчеством детского поэта, но и выступления актеров (участвовать в форуме уже дал согласие худрук «Лицейского» Сергей Тимофеев), студентов, творческой интеллигенции. С притоком «свежей крови» в музее лелеют надежду о создании литературной гостиной для избранных, чтобы для каждого омича попасть в музей имени Достоевского было престижно.

Оксана Дубонос // «Бизнес-курс», №33 (210), 29.08.2007 г.

 

< вернуться назад

«Заборная выставка» короля сибирских писателей

В литературном музее имени Ф.М.Достоевского в День города проходила однодневная «Заборная выставка Антона Сорокина». На заборе во дворе музея 12 учеников и выпускников специализированной гимназии № 85 представили по одному рисунку к произведениям Достоевского «Записки из Мертвого дома» и «Преступление и наказание». Рекламировал экспозицию «непосредственно» Антон Сорокин, знаменитый эксцентричный и чудаковатый омский писатель и художник начала XX века. Он представил шумный и красочный перформанс в своем привычном стиле, зазывая на выставку зрителей, нахваливая работы юных художников, угощая пришедших пряниками и одаривая своими портретами с автографом. В фойе музея была подготовлена небольшая выставка о жизни и творчестве Сорокина с его текстами, фотографиями и рисунками.

О работах своих учеников рассказала учитель изобразительного искусства гимназии № 85 Е.Ф.Алексеенко:

- Это графика, выполненная пастелью, и тушью, и акварелью, и карандашом. Первая подобная выставка – по «Преступлению и наказанию» - насчитывала 18 работ, проходила в музее и была подарена в его фонды. Сегодня выставлены, пожалуй, наиболее интересные рисунки. Я выделю работы Плахотенко, Асена тастенова, Татьяны Предит. Творческая задача – сделать иллюстрации к книгам интересна для детей тем, что им нужно как-то их переосмыслить, вникнуть, не привязаться к чьим-то готовым образам.

Два автора рассказали о своем опыте осмысления Достоевского.

Юра Нагуманов:

- «Преступление и наказание» - роман эмоциональный. Я решил передать, как Раскольников совершил убийство и пытается скрыться с места преступления, до конца еще не осознавая, что он натворил, но уже понимая, что это было неправильно.

Мария Бондарчук:

- У меня работа «В кабаке» сделана углем, там я постаралась в мрачной цветовой гамме отобразить ситуацию, когда герой решает, стоит или нет совершать убийство. Он ждет встречи с Мармеладовым, желая общения с людьми, но как только тот приходит, ему становится неприятно и он хочет бежать от людей и решается совершить убийство. Для меня это во многом ключевой эпизод романа.

Антон Сорокин сам назвал себя по ходу перформанса первым сибирским пиарщиком и рекламистом. Надо признать, и в его время, и теперь подобные выставки на заборе удались в полной мере. «Все смертно, кроме красоты», - пафосно объявлял он.
Не выводя знаменитость из образа, я задал ему несколько вопросов:

- Как вы сами относитесь к Достоевскому?

- Я очень люблю слушать и задавать вопросы, но не люблю на них отвечать. Биография моя укладывается в несколько слов – Антон Сорокин и все. А дальше все сказано тем, что я сотворил. Русская литература была, есть и будет, и никто ее не затмит. В Сибирь лезет иностранная культура, но не надо ее сюда пускать! Даже Колчаку я по этому поводу устраивал скандалы – многие не знают, что при нем здесь были представительства американцев, французов, японцев. Колчак приставил ради моей безопасности телохранителя, потому что многие хотели меня убить. Однажды я прорвался на собрание офицеров, где присутствовал сам Колчак. Я рассказывал сказку про тонущий корабль с золотом, которое начали делить. Закричали: «Большевик!», кто-то в меня выстрелил, Колчак увел меня в свой кабинет и стал читать мораль: «Разве можно людям, пришедшим отдыхать, рассказывать философские сказки?» Я ответил, что обо всем, связанном с Сибирью, нужно говорить везде и всегда. Потом я поднял шампанское, которое раньше никогда не пил, сказав тост: «За великого человека – адмирала Колчака, которому желаю побыстрее оказаться на корабле подальше от этой сухопутной Сибири». Многие меня снова не поняли, а он понял.

- Что понравилось из рисунков выставки?

- Ребятишки – молодцы! Действительно, отражена атмосфера Достоевского, уж кто-кто, а я прочитал практически его всего. Мы, футуристы, конечно, скандальные ребята, но грамотные. Нас, гениев, остались единицы. А если б больше, можно было б спиться. А потому их надо растить, поддерживать, чтобы проросло что-то гениальное, хватит серости!

Главный секрет я открою: роль Сорокина талантливо исполнил актер «Пятого театра» Сергей Зубенко.

Кирилл Янчицкий//Третья столица №52, 9 августа 2007 г.

 

< вернуться назад

У нас в гостях музей имени Ф.М. Достоевского

Впервые за всю историю района к нам приехал с передвижной выставкой Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Дотоевского.

- Сегодня у нас выставлено только 86 экспонатов, - говорит заместитель председателя комитета по культуре Е.П. Зензин, - фонд музея имени Достоевского огромный, и у нас уже есть договоренность на дальнейшее сотрудничество. Сейчас наш музей имеет все возможности для показа исторических ценностей и их хранения.

Привезенные экспонаты были выставлены сразу, и немедля начались экскурсии. Надо успеть за отведенное время показать и рассказать жителям района о каждом из них. Ведь это о самом Достоевском!

Жителей Омской области больше коснулась история каторжных времен Федора Достоевского. За свои убеждения против царского режима Федор Михайлович вначале был приговорен к смертной казни, но затем в последний момент она была заменена каторгой. 4 года Достоевский провел в Омском остроге. Об этом периоде Федор Михайлович более подробно рассказал в «Записках из Мертвого дома»:

- Представьте себе большой двор, шагов в двести длины и шагов в полтораста ширины, весь обнесенный кругом, в виде неправильного шестиугольника, высоким тыном, то есть забором из высоких столбов (паль), врытых стойком глубоко в землю, крепко прислоненных друг к другу ребрами, скрепленных поперечными планками и сверху заостренных: вот наружная ограда острога. В одной из сторон ограды сделаны крепкие ворота, всегда запертые, всегда день и ночь охраняемые часовыми…

Один из экспонатов выставки – ножные кандалы, точнее, копия тех кандалов, в которых находился Ф.Достоевский все 4 года каторги. Кстати, кто из нас бывал в школьных музеях Форпоста и Становки, не могли остаться равнодушными при виде кандалов, брошенных когда-то каторжанами, проходившими по нашему участку Московско-Сибирского тракта.

Есть на выставке фотографии, ксерокопии, фотокопии, книги, буклеты, рисунки, рассказывающие об этом периоде в жизни Ф.М. Достоевского.

- Жили мы в куче, - писал Федор Михайлович в 1854 году своему брату Михаилу; - все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель – все сквозное. Нас как сельдей в бочонке… И здесь же Федор Михайлович пишет:

- Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно…

Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его.

А дальше было «воскресенье из мертвых… Экая славная минута»! Военная служба (по принуждению). И самый плодотворный писательский период: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток» и другие всемирно читаемые произведения.

События Московско-Сибирского тракта и жизнь Ф.М. Достоевского перекликаются. Весь богатейший материал нашего музея лично не коснулась рука Ф.М. Достоевского, но после посещения выставки областного музея посетители, несомненно, отметят «сходство» экспонатов.

Работники музея уже отправили приглашения во все школы района. Первыми откликнулись преподаватели литературы и истории. Впереди еще две недели, и эта экспозиция уедет в другой район области, там ее тоже ждут.

Екатерина Киреева, с.Большие Уки//Луч, ноябрь 2007 г.

 

< вернуться назад