Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

Е.К. Быкова

Изучение информационной среды литературного музея как направление PR -деятельности

Наше время определяет рынок, который не всегда соотносится с морально-этическими установками человека. В современной рыночной ситуации существует жесткая конкуренция, которая затронула и сферу культуры. Аудитория расширилась, и ее реальные потребности в сфере организации отдыха и досуга значительно изменились. Все это повлекло за собой изменение роли и функции учреждений культуры, в частности литературных музеев, в обществе. Теперь они ориентируются на участие в общесоциальных, культурных и экономических процессах, оставаясь при этом и досуговыми центрами 1.

В сложившейся ситуации собственное информационное пространство – один из важнейших инструментов развития музея. Ведь именно наличие информационной базы и благоприятной для распространения информации внутрифирменной среды отличает успешное предприятие от неуспешного. Этим направлением в организации и занимается специалист по PR .

PR – это коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации 2.

В последнее время PR становится самостоятельным видом деятельности. Заняв одну из важных позиций в области бизнеса и политики, PR -технологии активно внедряются и в социально-культурную сферу. Специфика связей с общественностью в сфере культуры заключается в том, что на первый план выдвигается воспроизводство и трансляция духовных ценностей, норм и традиций, а не интересы организации.

Любая деятельность по связям с общественностью осуществляется в четыре этапа:

- аналитический этап;

- планирование;

- реализация;

- оценка эффективности.

Самым важным и основополагающим является аналитический этап. На данном этапе происходит сбор, обработка, анализ всей информации, необходимой для последующего планирования и реализации тех или иных действий.

Первый этап начинается с оценки ситуации: оценки проблемы и возможностей учреждения. В рамках данного направления проводятся следующие исследования:

Исследование источников – изучение тех субъектов в организации, которые отвечают за создание и распространение PR -информации, сообщений, предназначенных для целевой аудитории.

Исследование сообщений – изучение содержания и формы тех сообщений, которые в ходе деятельности организация адресует целевым аудиториям.

Исследование каналов – изучение тех средств, с помощью которых сообщения доставляются целевым аудиториям.

Исследование целевых аудиторий – изучение социальных субъектов (социальных групп, организаций, социальных институтов, массовых аудиторий), которые согласно замыслам разработчиков PR -проекта являются или способны являться получателями PR -сообщений 3.

Исследование целевых аудиторий является одним из важных компонентов аналитического этапа. Ведь неточная или неполная информация об аудитории не даст реальной картины с плюсами или минусами, что в свою очередь не позволит достичь ожидаемого эффекта от запланированных действий.

На первом этапе мы провели опрос среди студентов гуманитарных специальностей омских вузов. Цель данного исследования – определить степень информированности студентов о существовании и деятельности Литературного музея им. Ф.М. Достоевского.

По данному исследованию получены следующие результаты:

На первый вопрос: «Какие музеи Омска Вы знаете?» ответы студентов выглядят следующим образом:

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля – 76,9%

Омский государственный историко-краеведческий музей – 75,8%

Литературный музей им. Ф.М. Достоевского – 68,2%

Музей воинской славы омичей – 14,3%

Либеров-центр – 4,4%

Затруднились ответить – 5,5%

68,2% опрошенных указали Литературный музей - показатель неплохой. Но существует одно «НО». На последующий вопрос «Существует ли в Омске Литературный музей?» только 48,4% опрошенных ответили «ДА». Столько же (48,4%) ответили «НЕ ЗНАЮ» и 3,2% - «НЕТ».

Кроме того, из 68,2% опрошенных, ответивших на первый вопрос, больше половины указывают на существование и Литературного музея, и Музея Ф.М. Достоевского как самостоятельных учреждений.

Вывод: Студенты выделяют музей Достоевского и Литературный музей, не отождествляя их как единое целое.

По следующим вопросам результаты таковы:

На вопрос «Где расположен Литературный музей?»

25,3% - назвали адрес или место расположения

74,7% - не ответили

И как результат предсказуемыми стали ответы на следующий вопрос «Когда последний раз Вы были в Литературном музее?».

2,2% - посетили музей в 2004-2006 гг.

15,4% - посетили музей в 2007-2008 гг.

82,4% - не посетили музей

На вопрос: «О каком мероприятии, проходившем в Литературном музее, Вы знаете (слышали, читали, участвовали)?» получились следующие результаты:

12,1% - назвали мероприятие

87,9% - не ответили

Вывод: Низкая степень информированности студентов о существовании, деятельности и мероприятиях Литературного музея им. Ф.М. Достоевского.

3. И все-таки положительный момент есть. На последний вопрос: «Вы хотите посетить Литературный музей?» 86,8% опрошенных ответили «ДА» и 13,2 % - «НЕТ».

Вывод: Студенты стремятся к получению новых знаний, приобщению к культурной жизни. Надо только помочь им прикоснуться к прекрасному.

В заключении необходимо отметить, что проблема создания информационной среды является одной из центральных в деятельности любой организации. Грамотно и эффективно организованные коммуникационные связи позволяют повысить привлекательность и известность учреждения и его деятельность.

На данном этапе Литературный музей, с точки зрения PR -деятельности, представляет благотворное поле нереализованных возможностей. На начальном этапе

• Для планирования каких-либо действий необходимо провести полное исследование всех элементов процесса коммуникации.

• Для проведения исследования и реализации PR -мероприятий необходима грамотно организованная и систематическая PR -деятельность.

____________________


1 Козлова Т.В. Технологии позиционирования учреждения // Справочник руководителя учреждения культуры, 2005, №11. С. 65.
2 Реклама и связи с общественностью: Учеб. Пособие / Отв. ред. А.Д. Кривоносов, М.А. Шишкина. СПб., 2004. С. 11.
3 Там же. С.175.