Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

МСКИЕ ПИСАТЕЛИ В ГАЗЕТЕ «РАБОЧИЙ ПУТЬ»" - О.А. Адабир - главный редактор омской газеты «Авиатор», аспирант Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского.

Во второй половине 20-30-х годов ХХ века российская журналистика развивалась в условиях становления тоталитарного режима. Как эта тенденция проявлялась в региональной журналистике? Рассмотрим на примере газеты «Рабочий путь», издававшейся с 1921 по декабрь 1934 года. Это было крупное авторитетное ежедневное издание, выходившее тиражом от 17 до 30 тысяч экземпляров. Газета «Рабочий путь» была печатным изданием Омского губисполкома и губкома РКП(б), а затем Омского окружкома ВКП(б), окрисполкома, горкома ВКП(б) и горисполкома.

Первым редактором газеты был поэт Александр Павлович Оленич-Гнененко. Он издал несколько очерковых и поэтических сборников. О бщественно-политическая газета «Рабочий путь» была уникальна тем, что с ее страниц «постоянно звучало поэтическое слово» [1]. Кроме того, о таких сотрудниках, как в «Рабочем пути», любая современная газета могла бы только мечтать: авторами заметок, информаций были лучшие представители литературных кругов города. Это Леонид Николаевич Мартынов, Георгий Андреевич Вяткин, Петр Людовикович Драверт, Герман Андреевич Баронов, Иван Петрович Шухов и другие.

В газете «Рабочий путь» регулярно публиковалась «литературная страница», она выходила иногда два раза в месяц или реже, если предлагаемые авторами к публикации рассказы и стихи были слишком слабы по мнению членов редакции. Нередко на многие произведения редакция просила присылать отзывы.

Газета знакомила читателей с новыми авторами, молодыми поэтами и прозаиками. Были опубликованы стихи Сергея Маркова («Я не берег ни руки, ни глаза»), Виктора Панова («Сосны! Сосны! Вы ли это?»), Евлампия Минина («Озеро в степи»), Павла Васильева («Песня об убитом», вступление к поэме «Шаманья пляска»), Зинаиды Корнеевой («Воспоминание»), Евгения Забелина («Расстрел», «Перед боем», «Новая жизнь») и других. Многие из них станут впоследствии известными поэтами.

Почти в каждом номере газеты была рубрика «Библиография», посвященная новинкам как мировой художественной, так и научной литературы. Авторы рубрики стараются быть объективными, но в то же время следуют идеологической установк е партии. Например, от них досталось даже Генриху Манну. С одной стороны, признается большая художественная ценность произведения «Светские люди», с другой стороны, книга будто бы «не удовлетворяет советского читателя», автор «ярко с жестокостью показал всю отвратительную сторону высшего света, но выхода и разрешения поставленной социальной проблемы не дает»[2].

В «Рабочем пути» часто публику ю тся информации о проведенных молодыми омскими литераторами встречах на предприятих города. Конечно же, в них скупо констатируются факты, но благодаря им можно узнать, кто входил в литературные круги. Помещались также анонсы предполагаемых к выходу новых изданий, например, литературно-художественного иллюстрированного ежемесячника «Настоящее», «Сибирского детского журнала».

На страницах газеты «Рабочий путь» много внимания уделялось дискуссиям и критике. Темы дискуссий были различны, затрагивали литературную и общественную жизнь города. На некоторых из них остановимся подробнее и попробуем охарактеризовать.

1) Дискуссии на общественно-значимые производственные темы, например, обеспечени е города топливом. В дискуссии «Могут ли обеспечить Омск топливом угли серебрянской свиты?» омский поэт П.Л. Драверт выступает с позици и ученого. Началом дискуссии послужила заметка, написанная новосибирским инженером Ф. Власовым. Инженер говорит о том, что «Омск должен иметь свою топливную базу. Этой базой может быть серебрянская угольная свита. Эт о угли, лежащие вниз по течению Иртыша, в 160 км. Необходимо произвести их разведку, организовать добычу угля»[3].

Редакция высказывает свое мнение, ссылаясь на авторитетного ученого П.Л. Драверта, считающего, что «Кузбасс остается основной кочегаркой Сибири и Омска»[4]. На протяжении нескольких лет в связи с бурным развитием промышленности газета еще не раз вернется к этой теме. И каждый раз редакция будет ссылаться на мнение П.Л. Драверта, цитировать его научные труды.

2) Дискуссии о значимых культурных проблемах города (о необходимости создания краевого музея в Омске). Участники дискуссии делятся наблюдениями, один из них, точно и образно называемый «Учителем», пытается строго и справедливо рассудить. Действительно, «в Омске – лучшая провинциальная картинная галерея, всем вузам свои материалы надо сконцентрировать в музее, а польза музея налицо: школьники, рабочие бывают в нем ежедневно, в праздники - от посетителей прохода нет»[5].

3) Дискуссия на вечные литературные вопросы, какими должны быть стихи, проза? На протяжении разных лет выхода газеты авторы обращаются к поэтам и прозаикам. Отметим, их стремление быть объективными, но также бросается в глаза идеологическая направленность.

Сравните: 1928 год, Михаил Комолов «За пролетарские будни» (к предстоящему всесоюзному съезду пролетарских писателей) и «О некоторых пробелах» (к предстоящему диспуту о творчестве местных писателей) и 1929 год, Василий Томский «Пирожки и барабан». «Автора в выборе тем ограничивать нельзя, но писатели должны все впечатления критически прорабатывать»[6], писатели очень мало сказали о жизни фабрик, заводов, «...с отображением производства, быта рабочих и общественной жизни в поэзии дело обстоит еще хуже»[7]. В 1929 году корреспондент газеты даже не приемлет компромисса: «расскажите о новом человеке, или бросьте писать стихи»[8].

4) Дискуссия о произведении, стихотворении (о поэме Георгия Вяткина «Сказ о Ермаковом походе», о стихотворениях Евгения Забелина). Современники, судя по материалам газеты «Рабочий путь», не оценили по достоинству творчество Евгения Забелина. Его стихи, конечно, выделялись на общем фоне. И критики, выдергивая отдельные строки, называли все стихотворения «творческим тупиком». «Стихи Забелина похожи на дом изо льда, красиво и вычурно построенный, приятный для глаз, но лишенный жизненного тепла, а поэтому нежилой и никому не нужный»[9] . Современники ополчаются и на стиль автора, упрекают его в обилии идиоматических выражений, к аких русская литература не знает («цвола мятель», «солночная медь», «стихами молодость разбрызгни»[10]). Единичны замеченные положительные штрихи. «Нельзя отрицать сравнительной культурности и литературной свежести стихов Забелина», - пишет автор, скрывающийся под псевдонимом И.Ст.

Литературная критика «Рабочего пути» была представлена в таких жанрах, как литературный портрет писателя, театральная рецензия, некролог, которые использовались в крупнейших сибирских газетах 19 века, какой, например, была «Сибирская газета», выходившая в Томске в 1881-1888 годах. Новый век подарил новых кумиров. «Рабочий путь» часто обращается к творчеству Максима Горького. Наполнены критикой и некрологи писателей. В марте 1928 года на страницах газеты опубликованы некрологи об Антоне Сорокине. Редакционный коллектив считает главной заслугой писателя создание своего стиля («своеобразного, в некоторых случаях способного производить главное впечатление»[11]), А.П. Оленич-Гнененко называет Антона Сорокина главным писателем-революционером, а по мнению П.Л. Драверта, неоспоримое достоинство писателя – большая любовь к русской литературе, сострадание к киргизскому народу.

В это время на страницах газеты – множество рассказов о жизни малых народностей Сибири молодых авторов, делающих первые шаги в литературе (Г. Александров «Бунт кроткого Бейсембе», Е. Минина «Бегунцы»). Но современники не оценивают по достоинству попытку переосмысления краеведческого материала, а гневно обрушиваются на «слабые» рассказы о якутах и казахах.

Без внимания критиков не остается также ни одна театральная премьера. Критики стараются обратить свои взгляды на все: декорации, режиссура, пьеса, игра актеров, соответствие содержания треб ованиям идеологии. Появляются карикатуры на игру актеров. Требования критиков к театру созвучно требованию к омским писателям – современность в художественном воплощении.

Некоторые авторы газеты действительно прекрасно подают события современности, образно, без громких фраз, лозунгов, которыми пестрит газета в годы всеобщей социалистической стройки. К примеру, статья Леонида Мартынова «Нарушители тишины». «Река Омь – в переводе с языка татар «тихая». Но разве Омск – тихий? Город еще носит серый бревенчатый порядочно прогнивший мундир времен великодержавных, но трещит это старое рубище, жалованное Омску империей... Вот в омском Доме науки и техники недавно собрались нарушители этой тишины»[12]. Дальше речь идет о необходимости превращения реки Омь в канал между Иртышом и Обью. Казалось бы, тема обеспечения стремительно растущего города водой – одна из актуальных проблем того времени, но как поэтически и художественно преподнесена, упиваешься каждым словом и слогом.

В 30-е годы по сравнению с 20-ми литературная страница выходит реже. И появляющиеся стихотворения посвящены заводской тематике или годовщинам октябрьской революции. Стихи начинают писать колхозники и рабочие, свои первые опыты они отсылают в редакцию. Так в «Рабочем пути» появляются большие обзоры стихотворений. Члены редакции пытаются проанализировать каждое творение: «У автора - товарища Архипова из «Зари Социализма» - подкупающая искренность, глубина чувства, но вот уменья писать еще нет, и не хватает знания наших лучших поэтов, знания теории»[13].

Редкими становятся библиографии, театральные рецензии, литературно-критические статьи. Голоса молодых омских писателей заглушаются голосами рабочих. Появляется много писем, ответов на них, обзоры стенгазет. Коммуникативная функция занимает лидирующую позицию.

Писателям предлагаются новые формы участия в газете – литературный конкурс «Искусство – в помощь ... транспорта». По мнению корреспондента, писатели могут проявить фантазию, можно создать пьесу, очерк, книгу, киносценарий. Но писатели ставятся в жесткие рамки, оговаривается, какой должна быть книга для детей младшего возраста. «В художественной форме занимательно рассказать все основное в работе железнодорожного транспорта, о его роли в социалистическом строительстве и о его социалистической реконструкции»[14].

Появляется также статья-обращение писателя к коллегам. Газеты и писатели должны вызывать друг друга на соревнование. Разворачивается кампания за постройку самолета им. М. Горького. На художников слова возлагается новая задача – «уметь незначительный факт поднять на нужную политическую высоту, художественно растолковать его, показать в этом факте наш рост»[15].

В заключени е отметим, что газета «Рабочий путь» в двадцатые годы ХХ века придавала большое значение о знаком лению читателей с омской литератур ой , пыталась объективно ее осмыслять, критиковать не только с идеологических позиций, пыталась формировать вкусы и литературные пристрастия читателей. Газету можно назвать «островком свободомыслия», она являлась благодатной почвой для развития литературной критики, творческого общения известных писателей с начинающими. Но в 30-е годы художественная литература становится «идеологическим оружием», и «островок свободомыслия» все больше погружается в идеологическую пучину.

Примечания:

1. В. Вайнерман. От чистого истока. // На ветрах времени. Омская журналистика: вчера, сегодня, завтра. Омск: ГУИПП «ОДП», 1999. С. 55.
2. Нагибина. «Генрих Манн. «Светские люди» // «Рабочий путь», № 5, 6 января 1928 г.
3. Ф. Власов. «Омск должен иметь свою топливную базу» // «Рабочий путь», № 2, 3 января 1931 г.
4. П.Л. Драверт. «Могут ли обеспечить Омск топливом угли серебрянской свиты?» // «Рабочий путь», № 6, 8 января 1931 г.
5. Учитель. «Есть ли краевой музей в Омске» // «Рабочий путь», № 40, 16 февраля 1928 г.
6. Михаил Комолов. «За пролетарские будни» // «Рабочий путь», № 84, 8 апреля 1928 г.
7. Михаил Комолов. «О некоторых пробелах» // «Рабочий путь», № 91, 18 апреля 1928 г.
8. Василий Томский. «Пирожки и барабан» // «Рабочий путь», № 11, 13 января 1929 г.
9. В. Бурин. «Фальшь под гримом» // «Рабочий путь», № 40, 17 февраля 1929 г.
10. «Непонятные песни» // «Рабочий путь», № 27, 3 февраля 1929 г.
11. Некролог Антону Сорокину. // «Рабочий путь», № 74, 28 марта 1928 г.
12. Л. Мартынов. «Нарушители тишины». // «Рабочий путь», № 284, 25 декабря 1931 г.
13. А. Стор. «Рапорт стихами» // «Рабочий путь», № 256, 21 ноября 1932 г.
14. «Искусство – в помощь транспорту» // «Рабочий путь», № 272, 11 декабря 1932 г.
15. С. Третьяков. «Перья – самолету» // «Рабочий путь», № 276, 16 декабря 1932 г.