Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ОБЗОР ЛИЧНОГО АРХИВА Т.М. БЕЛОЗЕРОВА В ФОНДАХ ОМСКОГО ГОСУДАРСВТЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО" - С.Е. Рудницкая - главный хранитель фондов Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского.  

Более тридцати лет посвятил омской литературе писатель Тимофей Максимович Белозеров, но имя его знакомо не только омичам. Его известность перешагнула границы Омской области. Его книги издавались и издаются не только в нашем городе, но и в Москве, Киеве, Новосибирске, Свердловске, Барнауле. Произведения Т. Белозерова и в настоящее время публикуются в известных детских журналах и сборниках, учебниках по чтению для начальной школы.

Тимофей Максимович Белозеров родился 23 декабря 1929 года в деревне Камыши Куртамышского района Курганской области в большой крестьянской семье. Рано умерла его мать, Арина Трифоновна. Отец, Максим Павлович, уехал с семьей на Алтай.

В городах Лениногорске и Усть-Каменогорске прошло детство будущего поэта. В годы Великой Отечественной войны он вместе с отцом переехал в Омскую область. В селе Старо-Карасук закончил семилетнюю школу. Рано начал самостоятельную жизнь: работал столяром, учеником художника, рабочим по очистке железнодорожных путей, заготовителем по найму. С 1948 по 1952 годы учился в Омском речном училище, а по окончании работал мастером на судоремонтном заводе в Барнауле. В свободное от работы время писал стихи, первая публикация состоялась в журнале «Алтай» в 1953 году.

В 1954 году переехал в Омск, работал в литейном цехе судоремонтного завода, на радиозаводе имени Попова. В это время публиковался в сибирских газетах, журналах и сборниках «Сибирские огни», «Литературный Омск», «По зову сердца», «Сибирские просторы», «Юный сибиряк». Первая книга поэта «На нашей реке» вышла в 1957 году в Омском книжном издательстве, иллюстрировал ее К.П. Белов. В этом же году поэт подал документы в Литературный институт, а за год до его окончания был принят в Союз писателей СССР.

С 1968 года находился на творческой работе: был членом бюро писательской организации, членом правления общества «Знание» и общества книголюбов, долгие годы был литературным консультантом в редакции газеты «Омская правда». Продолжал работать до последних дней жизни. Умер Т.М. Белозеров 15 февраля 1986 года.

На сегодняшний день вышло в свет 78 книг поэта общим тиражом около 19 млн. экземпляров, 56 из них являются прижизненными.

В Омском Государственном литературном музее имени Ф.М. Достоевского хранится архив поэта (ОЛМ-22, ОЛМ-135, ОЛМ-144, ОЛМ-306, ОЛМ-425, ОЛМ-554, ВОЛМ-10, ВОЛМ-45, ВОЛМ-49). Частично архив формировался при жизни Т. Белозерова, но большая часть была передана его вдовой Верой Ильиничной Белозеровой. Архив насчитывает 1114 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фонда, его хронологические рамки: 1939-2006 годы. Архив представлен письменными, изобразительными, вещественными, фоно- и видеоисточниками.

В ряду письменных источников – книги поэта, прижизненные и посмертные.

В архиве представлены журналы с публикациями поэта: «Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Кругозор», «Сибирские огни», «Земля сибирская, дальневосточная». В их ряду журналы на украинском языке «Малятко», «Барвинок» и на итальянском языке - «Миша».

О том, что стихи Белозерова печатались в одних изданиях с произведениями известных детских поэтов, указывают сборники, вышедшие в Москве в 1970-80-е годы: «Родина моя», «Праздник твой и мой», «Круглый год». В учебном пособии «Детская литература (М., 1985 г.) Т. Белозеров назван поэтом сибирской природы: «…стихотворения, …сказки, все проникнуто пониманием и знанием своего родного края».

В отдельную коллекцию выделены книги с автографами, подаренные Т. Белозерову в разные годы. В дарственных надписях, сделанных известными писателями и поэтами, выражено отношение к нему и его творчеству. Так, С. Баруздин пишет: «Тимофею Максимовичу Белозерову, стихи которого я давно знаю и люблю от всей души!».

Свою книгу «Складень» Е. Благинина подписала следующими словами: «Дорогому Тимофею Максимовичу с глубоким уважением и приязнью». Есть книга с дарственной надписью С. Михалкова, но большее количество книг подписано сибирскими авторами. Так, В. Полторакин пишет: «Тиме Белозерову, пишущему для детей, которого читать интересно и взрослому». И. Яган назвал Т. Белозерова самым лучшим русским поэтом, а П. Карякин - классиком детской советской литературы.

Большую ценность для исследователей представляют рукописи и машинописные работы с многочисленной авторской правкой, указывающие на то, что он подолгу дорабатывал и переделывал свои произведения, тщательно работая над каждой строчкой, над каждым словом.

Поэт вел большую переписку – в его архиве письма из редакций журналов и издательств. Представлены письма от известных писателей С. Баруздина, Е. Благининой, Я. Акима, И. Токмаковой и других авторов. Иногда старшие братья по перу давали ему советы, так, Е. Благинина пишет: «Вы поэт медлительный, поэт раздумья и молчанья, и Вам нужно собрать книгу стихов с тем, чтобы издать ее во взрослом издательстве <…> этим я вовсе не хочу сказать, что не надо печатать детских стихов. Но мне кажется, что от Вас можно ожидать зрелой книги для взрослого читателя».

Много писем получал Т. Белозеров от юных читателей: одни благодарили за новые произведения, другие присылали на суд поэта свои стихи, рассказы, сказки. Некоторые из ребят узнавали в стихотворениях Т. Белозерова себя, своих друзей и знакомых, находили что-то близкое и родное. Так, восьмиклассник Миша Егорлыченко писал: «В январе этого года вы были у нас в городе Тюмени и по радио читали ваши стихи. Мне очень понравилось о «Пологрудово». В этом «Пологрудово, что стоит на берегу седого Иртыша, родился мой прадед Петр Петрович Егорлыченко. Я его правнук и папа мне рассказывал что он (прадед) со своими братьями и отцом рубил себе и соседям дома в лапу, выходит, что это стихотворение про него». [1]

Небольшую, но довольно интересную часть архива составляют рецензии и отзывы на произведения поэта. Среди рецензентов Е. Благинина, С. Баруздин, Я. Аким, А. Лядов, Е. Беленький. Эти материалы говорят о том, что стихи Т. Белозерова получили высокую оценку со стороны видных деятелей литературы.

Есть в архиве рецензии Т. Белозерова на произведения молодых авторов, иногда довольно строгие: «Написали вы много, вопросов подняли в своих стихах тоже много, а вот взять и довести до ума хотя бы одно стихотворение не сумели…»

Большой интерес представляет стенограмма обсуждения творчества Т. Белозерова. Как следует из содержания данного документа, обсуждение творчества поэта плавно перешло в дискуссию о том, только ли детский поэт Т. Белозеров?

Один из литературных учителей Т. Белозерова – поэт Н. Соколов утверждал, что «цикл для взрослых даже более серьезный, чем его первые детские стихи <…>. Овладев мастерством, он пришел к тому, что его стихи, написанные для детей, становятся и стихами для взрослых». [2]

Интересное мнение высказал Ю. Коринец: «Мне лично кажется, думается, другим тоже, пусть он будет поэтом детским, пишет для детей, он как раз может писать для детей на важные темы… Если хочет писать о взрослых, то пусть пишет. Мне кажется, что он сможет писать и стихи и прозу для взрослых».[3]

Агния Барто советовала Т. Белозерову: «Можно писать и для детей и для взрослых. Но там, где вы пишите для детей – пишите точно для детей, а там, где пишите для взрослых – пишите философски для взрослых». В заключении А. Барто отметила: «…в детскую литературу вошел еще один мастер детской литературы. Вошел человек своеобразный, умный, добрый поэт».[4]

Сам поэт считал, что его книги стоят на грани взрослого и детского, что с детьми нужно говорить серьезно.

В ряду документальных источников – дипломы писателя об окончании речного училища (1952г.) и литературного института имени А.М. Горького (1963 г.), членский билет Союза писателей СССР, удостоверения: литературного консультанта газеты «Омская правда» и редактора Омского комитета по радиовещанию и телевидению, творческая характеристика, автобиография, приглашения на съезды писателей в Москву, многочисленные командировочные удостоверения.

На протяжении ряда лет поэт вел литературный кружок во Дворце пионеров и школьников – в архиве сохранились тетради с детскими стихами и сказками, зачастую с его правкой.

Т. Белозеров неоднократно был отмечен наградами, об этом свидетельствуют Дипломы 1-й степени: за книгу «Цветные голоса»; за текст стихотворения «Апрель», за текст песни «О сибирских ветрах».

Часть архива представлена фотодокументами разных лет, отражающими жизненный и творческий путь поэта.

В ряду изобразительных источников – оригиналы графических рисунков московских художников И. Калиты и Н. Короткина. Имеются в архиве детские рисунки к стихам и сказкам Т. Белозерова.

Сохранились личные вещи писателя. Среди них печатная машинка, настольная лампа, письменные принадлежности, очки, портфель, кресло.

Во время творческих встреч дети часто дарили поэту сувениры, сделанные своими руками. В архиве можно увидеть большой декоративный карандаш, шкатулку из дерева, панно с изображением Лесного Плакунчика.

Фоно- и видеоматериалы представлены грампластинкой фирмы «Мелодия» с записью сказки «Лесной плакунчик» и видеокассетой с записью выступления Т. Белозерова. На основе архивных материалов сотрудники музея разработали выездную выставку «Страна Белозерия», и уже на протяжении семи лет по ней проводятся экскурсии в омских школах.

В целом материалы архива Т.М. Белозерова достаточно полно отражают его жизненный и творческий путь и представляют большой интерес для исследования, что актуально, так как в публикациях нередко допускаются ошибки в биографии поэта.

Примечания:

1. Фонды Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского (ОГЛМД), ОЛМ 135/148.
2. Фонды ОГЛМД, ОЛМ 135/137. С. 42а.
3. Там же. С. 15.
4. Там же. С. 33.