Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

 

Материалы научно – практической конференции “Литературное наследие Сибири”.

"ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" - Р.А. Сивкова - лаборант Омский регионального центра изучения творчества Ф.М. Достоевского при Омском государственном университете имени Ф.М. Достоевского.

Страшные слова «реформа образования» преследуют нас не первый год, мы уже почти смирились с этим процессом, но, когда видишь министра образования на экране, с некоторым ужасом ждешь: а что еще придумали?

И, тем не менее, необходимость реформирования школьного обучения каждый из нас осознает. Школа – система достаточно консервативная, но и она меняется: изменился социальный заказ, стала другой концепция образования, заявлен диалогический принцип обучения.

Музей, на наш взгляд, система еще более консервативная. Эта консервативность – важнейший инструмент сохранения культурного наследия. Но мир меняется. Меняются технологии сбора, обработки и передачи информации. Ни школа, ни музей остаться в стороне от этих изменений не могут.

Концепция, в соответствии с которой сегодня реформируется система образования, звучит так: образование должно стать качественным и доступным. Одно из средств обеспечения качественности и доступности – информатизация образования. Включение информационных технологий в образовательный процесс происходит на всех уровнях. Информационные технологии становятся важной частью образовательного, познавательного, культурного пространства каждого человека.

Как в такой ситуации может жить музей? Тем более литературный? Тем более в провинции?

Принято говорить о трех моделях музеев: информативной, коммуникативной и образовательной. Понятно, что литературный музей реализует все три модели, поскольку только комплексный подход позволяет ему эффективно функционировать. Но для того, чтобы сегодня взаимодействовать с обществом и системой образования как его частной структурой, информатизация должна стать составной частью музейной работы. Особенно это важно для организации полноценного сотрудничества с образовательными учреждениями в условиях реформирования образования. Без применения современных информационных технологий сегодня такое сотрудничество невозможно. Именно они делают сотрудничество эффективным и оперативным.

Каковы формы информатизации музейной деятельности? На данный момент представлено 4 варианта:

1. Диски с изображениями экспонатов, записью экскурсий, других материалов; все это продается, в том числе и через Интернет.

2. Виртуальный музей (так устроены виртуальные филиалы Русского музея): в специально оборудованном помещении читаются лекции, проводятся экскурсии, но вместо экспонатов – их изображение. В сущности, это медиатека, при которой работают экскурсоводы. Медиаресурс создается в реальном музее, изображения очень высокого качества, полностью повторяется содержание экскурсий, выставок и т.д. Медиаресурсы закрыты, все продается.

3. Интернет-музей: посетитель сайта сам выбирает, что смотреть, что читать, все ресурсы открыты. Это изображения, тексты, материалы конференций. Достаточно уже частных музеев такого рода. Это может быть и Интернет-версия реального музея (музей В. Хлебникова в Астрахани).

4. Сайт музея: это только информация, необходимая для того, чтобы узнать, где музей находится, какие задачи решает, что и когда можно посмотреть.

Какие из этих форм являются применимыми в процессе преподавания литературного краеведения и литературы в школе, теории и истории культуры, литературоведения в вузах?

Информативная модель предполагает, что музей выступает как средство систематизации и распространения научных знаний. Реализуемые в этой модели формы работы: экскурсия, лекция, консультация - должны быть дополнены их виртуальными аналогами. Подчеркиваю: не заменены, а дополнены. Настоящий посетитель музея всегда захочет в реальности услышать тишину музейного зала. Для этого нужно иметь достаточный культурный уровень. Дети не всегда им обладают, их родители тоже. Виртуальные же аналоги позволяют попасть на лекцию и экскурсию всем. В том числе всем классом. Даже тогда, когда не хочется, потому что урок, и все слушают и смотрят, а экскурсовод ведет по залам и рассказывает. У многих, кстати, возникает потом желание пойти в музей на самом деле, а не на экране монитора.

Важно учитывать при этом специфику образовательного процесса в школе. Предназначенные для среднего общего образования информационные ресурсы должны быть выстроены в соответствии с методическими требованиями школы, соответственно не могут быть созданы без участия учителей. Учитель составит календарно-тематический план, где будут отведены часы под музейные лекции и экскурсии, определит структуру и тематику занятия.

Обязательно должна быть создана библиотека иллюстраций, которой учитель сможет воспользоваться на уроке по его усмотрению. По собственному опыту знаю, что демонстрация рукописей, первых изданий делает процесс изучения литературы живым, близким. Понятно, что нельзя иметь в каждой школе рукопись Достоевского, но изображение – можно.

Следует учесть еще один аспект. Литературное краеведение заняло свое место в школьном курсе литературы, но процесс изучения сопровождается бесконечными трудностями из-за отсутствия материала о жизни и творчестве омских авторов. Исследований мало, тиражи мизерны, материал структурирован так, что на уроке его применить сложно. Просто необходимы поурочные разработки, снабженные полным комплектом дидактических и методических материалов. Именно в этом могла бы помочь музею школа. Сегодня уровень обеспеченности компьютерной техникой в школах часто выше, чем в музее. В соответствии с концепцией реформирования образования в Омске все школы подключены к скоростному Интернету, а дети умеют значительно больше, чем учителя. Они сумеют собрать из разрозненных иллюстраций и текстов альбом, слайд-фильм, веб-сайт.

И вот здесь следует перейти к следующей модели музея – коммуникативной. Научно-практические конференции, чтения, конкурсы и клубы - формы деятельности, позволяющие музею максимально включиться в образовательное пространство современного школьника и учителя. Конкурс методических разработок по литературному краеведению, конференция по его итогам и издание бумажной и цифровой версии сборника, учебника – идеальная форма сотрудничества музея и образовательных учреждений. По городу наберется немало энтузиастов, которые давно создали такие разработки, просто никто не просит показать и издать.

Работая в школе, приходишь к выводу, что музей творчества Достоевского, Мартынова, Драверта, Сорокина, Ребрина – кого еще перечислить? – должен быть в каждом учебном заведении. Разумеется, это не будет музей в полном смысле этого слова, но стенды с материалами об омских писателях, созданные работниками музея в сотрудничестве с детьми и учителями, очень нужны в каждом кабинете литературы. Дети должны знать о людях, формировавших культурно-образовательную среду нашего города. Проекты стендов могут быть созданы именно в музее, поскольку многие архивы здесь. А создаваться такие «настенные» музеи должны музейными специалистами, имеющими опыт организации экспозиций. Переведенная в цифровую версию, такая экспозиция может быть распечатана и выставлена в каждой школе.

Таким образом, информативная и коммуникативная модели музея станут средством реализации образовательной модели. Ни в одном музейном сайте нет раздела, предназначенного для образовательных учреждений. К сожалению, нет его и в нашем музее. Но начало положено: клуб учителей-филологов «Музей и школа» существует, это открывает новые перспективы в том числе и в повышении доступности музея, включения его в культурную среду каждого.

Нужно обратить внимание и на материальную сторону процесса информатизации. Ситуация, когда музей только продает созданные им ресурсы, ведет к значительному снижению интереса к его деятельности. В последнее время в Интернете появилась выраженная тенденция к открытости всех ресурсов. Лозунг «У меня есть знания, возьми их» несколько напоминает период древнерусской литературы, но это позитивное явление. Отказ от собственности на все, что выставляется в сеть, имеет большое воспитательное значение. Музей тоже должен стремиться к бессребреничеству. Сделав доступными ресурсы, построенные в соответствии с нравственными нормами, мы усилим нравственную часть мировой сети. Важность этой задачи – представление в Интернете интересной и ценностно значимой информации - невозможно переоценить. Поэтому сайт музея, существующий сегодня, мог бы быть значительно расширен. В том числе за счет сотрудничества со школами, вузами, учреждениями культуры. Не каждый провинциальный город может похвастаться собственным литературным музеем. Достойно представить его на всех уровнях, особенно информационном, очень важно. Информационные технологии позволяют сегодня всех сделать посетителями музея – реальными или виртуальными, всех сделать участниками культурного диалога, диалога мировоззрений, эпох. Музей должен быть доступен каждому жителю нашего региона в той или иной форме.

Нельзя в этой ситуации не сказать ничего о том, как представлены в Интернете сибирский период в творчестве Ф.М. Достоевского.

На данный момент упоминаются следующие музеи:

1

Музей "Усадьба Ф.М. Достоевского в д. Даровое", Московская область
Музей находится в селении Даровое, которое было приобретено отцом Ф.М.Достоевского для летнего отдыха семьи. Даровое - живописный уголок Подмосковья. Рядом с музеем небольшой лесной массив, который в ...

2

 

Омский государственный литературный музей им. Ф.М. Достоевского, Омская область
Омский литературный музей им. Ф.М. Достоевского был основан в 1920-е гг. XX в.* как и многие музеи по всей России. В 2006 году было проведено полное обновление экспозиции музея, включая и открытие ново...
*Примечание редактора: грубая ошибка! Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского был основан только в 1983 году.

3

Музей-квартира Ф.М. Достоевского, город Москва
Музей разместился в казенной квартире на первом этаже северного флигеля бывшей Мариинской больницы для бедных, где служил с 1821 г. лекарь М.А. Достоевский, отец Ф.М. Достоевского (в этом же году 11 ноя...

4

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, город Санкт-Петербург
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского был открыт к 150-летию со дня рождения писателя в 1971 году. В этом доме была его последняя квартира. Здесь написан роман «Братья Карамазовы».
Интерь...

5

Дом-музей Ф.М.Достоевского, Город Старая Русса Новгородская область
В доме воссозданы интерьеры шести мемориальных комнат, где представлена подлинная мебель ХIХ века, фотографии, документы, книги, вещи, принадлежавшие Фёдору Михайловичу и членам его семьи.
Здес...

Из них только музеи в Омске и Санкт-Петербурге имеют свои сайты, все остальные – только информационные странички на сайте «Музеи России». При этом омский и петербургский музей не предоставляют никакой информации, которая могла бы быть применена в процессе изучения курса литературы или литературного краеведения, - на сайте представлены информация о месте нахождения музея, программа на год, список коллекций, несколько изображений с общими планами экспозиций или экспонатов.

Разумеется, говорить в такой ситуации о достаточности информационных ресурсов не приходится – музеи не занимаются расширением музейного пространства за счет применения информационных технологий. При этом все школы испытывают острую необходимость в качественных информационных медиаресурсах. Творчество омских писателей на сайте музея не представлено совсем – только список коллекций.

Но если Достоевскому посвящены достаточно информативные сайты частных лиц и немузейных организаций, то о творчестве омских и сибирских писателей информации совсем мало, можно сказать, ее просто нет – представлены общие сведения или даже и их нет. Единственный, о ком написано достаточно подробно – Николай Михайлович Ядринцев ( Все о Барнауле. Ядринцев. http://irbis.asu.ru/docs/altai/literature/jadrin/jadrin.html).

В Омске нашелся только один источник информации – сайт ОмГУ, страница В.Н. Хомякова, где приведена его книга «Сибирская Ипокрена. Литературные портреты омских писателей» (Омск, 2003 http://www.univer.omsk.su/pages/ipokrena/index.html) Но книга эта изобилует многочисленными ошибками и неточностями.[1]

Здесь возникает традиционный русский вопрос: что делать? А ответ давно есть: объединяться организационно, методически, ресурсно и создавать новое информационное пространство. И средства для этого можно найти: существует, например, грант Российского государственного гуманитарного фонда на создание информационных ресурсов, гранты губернатора и т.д. Инициатором и главным организатором этой работы, конечно, должен быть литературный музей им. Ф.М. Достоевского, поскольку именно там сосредоточены основные материалы и коллекции.

Примечания:

1. См. Ю. Зародова, В. Вайнерман. Энциклопедия плагиата и ошибок. // Складчина, Омск