Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

О.В. Вдовина

«Вера в добрую природу человека...» (К проблеме героя в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»)

По мысли Достоевского великой ценностью, и в то же время загадкой, в этом сложном мире является человек. Если разгадать человека — значит разгадать Бога. В связи с этим писатель мечтал, что люди наконец обретут духовную целостность и таким образом приблизятся к Христу. Христианская любовь, вера в великую силу человеческого сердца проявилась в образе главного героя романа - Мышкине.

Князь Мышкин является человеком, имеющим свою довольно твердую и устойчивую жизненную позицию. Это объясняется тем, что он не придает значения мыслям самим по себе. Для него важны поведение человека, его поступки, его отношения к другим людям. Герой Достоевского очень глубоко постигает душевные тайны, недоступные для других. Князь может вскрыть в человеке все прекрасное и незримое для остальных, то, что люди скрывают даже от самих себя, пытаются похоронить в себе. Но, в то же время, ото Льва Николаевича нельзя скрыть и патологии души, ее аномалии и уродства. Князь это видит, но несмотря ни на что продолжает верить в человека. Без веры, без надежды в изменение человеческой души нет спасения. Только благодаря своей не иссекаемой вере Мышкину удалось проникнуть в подлинную человеческую суть. «А князь для меня — то, - говорит Настасья Филипповна, - что я в него первого, во всю мою жизнь, как в истинно преданного человека поверила. Он в меня с одного взгляда поверил, и я ему верю» 1.

Необходимо верить человеку и любить его. Это и проявляет герой. С точки зрения князя осуждение человека является результатом незнания и непонимания внутреннего мира этого человека. Князь считает и себя не вправе осуждать кого-либо. Так, например, интересно отношение Льва Николаевича к Настасье Филипповне. Он считает ее сошедшей с ума, больной. Он осознает ее ошибки в обращении с Рогожиным, с Аглаей, но и в то же время понимает, что судить человека не может, так как всем сердцем и душой чувствует безграничную боль и страдание этой женщины. «Я не что, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много» 2. Так, например, при разговоре князя с Ганей и генералом Епанчиным, Мышкин отмечает, что в России он всего лишь сутки, «а уж такую раскрасавицу» знает. Можно предположить, что князь с первого взгляда смог познать всю суть этой необыкновенной женщины, при этом не имея с ней знакомства. Ему достаточно взглянуть на портрет: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была худа лицом, может быть, и бледна...» 3. Он прочел в ее глазах страдание и муки. Даже при первой их встрече герои признаются в нерешительности, будто где-то видели друг друга. «Я ваши глаза точно где-то видел... да этого быть не может! Это я так.. .Я здесь никогда и не был. Может быть, во сне...» 4. Затем Лев Николаевич разгадывает тайну Настасьи Филипповны, обнажает ее истинную душу, скрытую от окружающих, и упрекает ее в том, что она представляется, играет роль.

Настасья Филипповна научилась защищаться. Для общества она стала гордой и дерзкой женщиной, о которой по городу ходят недобрые слухи, а в душе она так и осталась ранимой девочкой, доброй и отзывчивой. Она еще все с той же преданность ждет человека, который придет к ней и скажет: «Вы не виноваты».

Эти заветные слова произнес Мышкин, он поверил и простил. Всей душой потянулась героиня к князю, но каждый раз отказывала своему счастью. Настасья Филипповна способна пожертвовать собой ради человека, которого она любит. Поэтому она неоднократно отказывается от князя и бежит от него из-под венца, считая, что счастье ему может принести только брак с Аглаей. Возможно, она считает, что берет на себя роль палача, связывая князя с собой, подобно тому, как поступил Тоцкий с ней. « . . . этакого-то младенца сгубить? Да это Афанасию Иванычу в ту ж пору: это он младенцев любит!» 5.

Настасье Филипповне оказывается ближе Рогожин, потому что жить по его законам проще. Она хочет освобождения и понимает, что это освобождение может получить только рядом с Парфеном Рогожиным. Князь же любит Настасью Филипповну по-особому. Это христианская любовь, великая жалость к страдающей: «О, я любил ее; о, очень любил.. .но потом... потом... потом она все угадала» 6.

В сцене свидания Настасьи Филипповны и Аглаи Мышкин выбирает первую, потому что верит в то, что эта женщина еще спасет свою душу, очистится от грязных мыслей. Она совсем одна в этом мире и, возможно, единственный родной человек для нее - это Лев Николаевич Мышкин. Выбор Настасьи Филипповны закономерно приводит ее к гибели. После ее гибели князь впадает в безумное состояние. Уход в болезнь — это уход к Богу.

Таким образом, князь Лев Николаевич Мышкин — герой романа, живущий сердцем и чувствующий душой. Он прост и открыт, и одновременно необъяснимо велик и прекрасен именно потому, что умеет быть рядом, умеет любить и прощать. Исключительность этого героя в том, что он стал тем человеком, который просто понял человеческую сущность от ада до рая. Ведь порой каждому хочется, чтобы нашелся человек, который поймет и поверит, человек, от общения с которым хоть на миг, но забрезжит свет.

Некоторые исследователи считают, что миссия князя Мышкина потерпела неудачу. Так, например, М. Лобанов замечает: «Трагедия Мышкина в том, что он не может смотреть «через» людей, как это делает, например, тот же Петр Верховенский, он не может относиться к чуждому его духу, как к несуществующему. Он берет на себя все, чем мучаются и мучают друг друга люди, их зло, их борьбу, страсти. И безумие мира побеждает его» 7. Подобно М.Лобанову рассуждает А. Горелов: «Гибнет князь Мышкин, ибо «естественный человек» невозможен в неестественном, уродливом обществе насильников, а одно лишь сострадание ничего не в силах изменить» 8. Думаем, с таким мнением нельзя согласиться. Мышкин не смог бы спасти Настасью Филипповну, так как не может решать ее участь, у него нет права выбирать жизненный путь героини. У каждого изначально есть свобода выбора, которую дал ему Бог. Мышкин может подать только руку, чтобы Настасье Филипповне было на кого опереться, но для «спасения» героини необходима ее свободная воля. Таким же образом не может князь заставить остальных героев романа встать на путь добра и красоты, ибо все зависит от них самих. Мышкину лишь остается быть рядом с теми, кого он любит, и верить в их исцеление. Так он сохраняет надежду на исцеление Настасьи Филипповны. «Но он искренне верил, что она может еще воскреснуть, . . . что искренно и вполне ее любит, и в любви его к ней заключалась действительно как бы влечение к какому-то жалкому и больному ребенку, которого трудно и даже невозможно оставить на свою волю» 9.

Ф.М. Достоевский является одним из самых глубоких исследователей человеческой души. Противопоставляя идеям своеволия и вседозволенности веру в Бога, убеждение в несокрушимости идеалов христианского человеколюбия, писатель создал оригинальную концепцию личности: в его романах своеволию и вседозволенности противостоят люди, вдохновленные верой в добро, стремящиеся к справедливости, отвергающие возможность гармонии через насилие и страдание.

_____________________


1 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 8. Л ., 1973. С. 163.
2 Там же. С. 173.
3 Там же. С. 3З.
4 Там же. С. 112.
5 Там же. С. 178.
6 Там же. С. 451.
7 Лобанов М. Внутреннее и внешнее. М., 1975. С. 68.
8 Горелов А. Очерки о русских писателях. Л., 1964. С. 439.
9 Достоевский Ф.М. Указ. собр. соч. Т. 8. С. 609.