Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

 

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

А.А. Семенова

Философские и этические взгляды Достоевского

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Ф.М. Достоевский

Трудное и ответственное дело говорить о таком авторе, как Достоевский. Жизнь, личность и творчество Достоевского очень сложны и полны драматизма. Научная литература о творчестве Достоевского получила всемирное распространение. Разногласия в оценке сущности противоречий творчества Достоевского существуют и по сей день. Некоторые исследователи склонны считать, что Достоевский выступал против каких бы то ни было поисков путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления, что он лишь звал к покорности, примирению, смирению; другие, наоборот, полагают, что «пафос жизни и творчества Достоевского – не в примирении, а в мучительной борьбе за поруганного человека, что он оставался верным себе, и как бы ни хотелось ему покоя и мира, он не мог мириться со злом» 1.

Величайший интерес во всем мире к творчеству Достоевского объясняется глубиной и силой анализа состояния человека в самые трагические моменты его жизни. В то же время, ни об одном из писателей не было высказано столько разноречивых суждений. О Достоевском писали многие авторы: Розанов, Волынский, Шестов, Бицилли, Набоков, Бахтин и другие. Книги о нем написаны в расчете на подготовленного читателя. При ознакомлении с обширной литературой о Достоевском создается впечатление, что дело идет не об одном авторе – художнике, писавшем романы и повести, а о целом ряде философских выступлений нескольких авторов – мыслителей – Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова, Великого инквизитора и других. «Для литературно – критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, защищаемых его героями. Среди них далеко не на первом месте фигурируют и философские воззрения самого автора» 2.

Исследователи отмечали, что в поле художественного зрения Достоевского-романиста оказались парадоксальные взлеты и падения человеческой личности в противоречивую трагедийную эпоху социально-общественных катастроф в мире, девальвация духовных общечеловеческих ценностей. В своих философских романах-трагедиях писатель пристально всматривается в социальную психологию «подпольного человека»- индивидуалиста («Записки из подполья»), бунтарские и террористические действия «сверхчеловеков», уверовавших в то, что им все позволено (Раскольников в «Преступлении и наказании», Ставрогин, Кириллов в «Бесах», Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых»), поражается широкому размаху карамазовской души, в котором «идеал Мадонны» уживается с «идеалом содомским», прослеживая, как в сердцах людей «дьявол с богом борется» 3.

С.В. Белов пишет: «Достоевский предчувствовал свое призвание. Всю жизнь он боролся за духовную природу человека, защищал его достоинство, личность и свободу. Ему удалось глубоко проникнуть в загадку человека. Разгадывая ее, Достоевский разгадывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецирует на судьбу своих героев. И как по романам Достоевского можно изучать их создателя, так и свою жизнь, собственный духовный опыт он вкладывает в свои романы» 4. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины.

«Преступление и наказание» - социально-философский, психологический роман. Главное в нем – борьба идей, сложные философские искания самого автора. Основное в произведении не преступление и его раскрытие, а мотивы преступления. Автор уделяет большое внимание нравственной оценке действий Раскольникова, решению вопроса, виноват ли преступник. Большая часть романа посвящена изображению нравственного наказания, которое последовало за убийством. Писателю важно заглянуть в самые глубины души человека, пролившего кровь, и показать, какими страданиями он расплачивается за это. Убийца теряет веру в себя, в свои силы, в свои прежние убеждения. К самому себе он испытывает бесконечное отвращение. Как сам Раскольников объясняет убийство? Он ничего не хочет лично для себя, но он не может смириться с царящей всеобщей несправедливостью. Как Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретение счастья - краеугольный камень философии Достоевского.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова. Достижение справедливости не может осуществляться дурными средствами, так как уничтожается сама идея гуманизма. Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой – самопожертвование. К идее смирения и покорности Достоевский пришел после каторги, когда он отошел от увлечения революционными идеями петрашевцев и приблизился к библейским и христианским ценностям. «Смирись, гордый человек», - советовал Достоевский. Эти слова и выражают его нравственные идеалы.

«Из всех романов Достоевского наиболее богат философской мыслью роман «Братья Карамазовы». Здесь такие главы как «Исповедь горячего сердца», «Бунт», «Великий инквизитор», диалоги Ивана со Смердяковым и чертом, являясь неотъемлемыми частями романа, в то же время представляют как бы звенья единой философской поэмы, образующей в системе романа самостоятельное по своему значению и по своей архитектуре художественное поле» 5.

Достоевский в своих романах возрождает традицию платоновских диалогов. В сценах бесед между братьями он с огромной силой раскрывает сложную картину драматической борьбы идей. Достоевский в своем романе связывает самые личные, интимные вопросы жизни героев с общими философскими, социальными и этическими проблемами. Достоевский помогает понять читателю, что менять обстоятельства, условия существования, социальное устройство невозможно, если сам человек не будет стремиться меняться к лучшему, нравственно самосовершенствоваться.

«Достоевский подвергает обсуждению в диалогах между братьями важнейшие общечеловеческие, философские и этические вопросы - о существовании бога, о природе человека и его моральной ответственности за страдания окружающих, о границах человеческого разума, о силах, управляющих общественной жизнью, и о возможности перестроить ее на разумных основаниях. И хотя в решении каждого из этих вопросов на страницах романа проявляются острые и неразрешимые противоречия мысли Достоевского, самый анализ этих вопросов в романе отличается исключительной остротой, полон огромной энергии и силы» 6.

Достоевский раскрыл многие стороны человеческой души, которых до того времени не касалась или почти не касалась литература. Недаром Лев Толстой говорил: «Достоевский для меня дорогой человек и, может быть, единственный, которого я мог бы спросить о многом и который бы мне на многое мог ответить».

______________________


1 Белик А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского: эстетические очерки. М.,1974. С. 5.
2 Бахтин М.К. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 5.
3 Современники о личности Достоевского // Русская литература: Хрестоматия историко–литературных материалов. М., 1993. С. 35.
4 Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский. М., 1990.
5 История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.,1964. С. 264.
6 Там же. С. 265.